Подставное тело / Body Double
Актер Джейк снимается на вторых ролях в фильмах ужасов про вампиров. Однажды он возвращается домой после съемок фильма и обнаруживает свою подружку с другим мужчиной. Джейк вынужден искать себе новое жилье.
Его знакомый Фрэнк, тоже актер, предлагает Джейку пожить у него, пока он будет в отъезде, а заодно и присмотреть за домом. Чтобы Джейк не скучал в одиночестве, Фрэнк рассказывает ему о маленьком «домашнем» развлечении.
В здании напротив живет «любимая» соседка Фрэнка, сексапильная красавица Глория, которая каждый вечер раздевается у незанавешенного и хорошо освещенного окна. Увидев бесплатный стриптиз своими глазами, Джейк мечтает познакомиться лично с прекрасной Глорией.
Знакомство происходит при необычных обстоятельствах, но в один из вечеров Джейк вместо полюбившегося шоу видит через окно, как Глорию убивают…
Но это еще не все. Кто-то нанимает актрису, чтобы она заменила Глорию и продолжила импровизированное шоу «за стеклом».
- В квартире будущей экс-подруги можно заметить висящий на стене постер классического фильма Виктора Флеминга «Волшебник страны Оз» (1939) с изображением Железного Дровосека.
- Когда кинопродюсер спрашивает Джейка Скалли, в каких фильмах он снимался, тот отвечает: «Я снимался в «Семейке Хартов», это было неплохо». Крейг Уоссон, который играет Джейка Скалли, действительно снимался в одноименном сериале в пилотном эпизоде.
- Первоначально на роль Холли Боди была утверждена порнозвезда Аннетт Хейвен. Однако после того как боссы студии Columbia Pictures увидели, в какого рода фильмах она снимается, они решили заменить ее на Мелани Гриффит.
- Первоначально Брайан Де Пальма планировал, что это будет первый голливудский фильм с эпизодами реального, а не имитированного секса. Студия эту идею не поддержала.
- Роман Брета Истона Эллиса «Американский психопат» содержит ряд реминисценций и прямых упоминаний картины «Подставное тело» (1984), так как это любимый фильм главного героя книги Патрика Бейтмана.
- Эпизоды погонь на высоте поставлены как реминисценция к комедийному триллеру Колина Хиггинса «Грязная игра» (1978).
- В одной из сцен Джейк Скалли смотрит по телевизору клип нью-вейв группы Vivabeat - «The House Is Burning (But There`s No One Home»).
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- Фильм пестрит аллюзиями на фильм «Головокружение» (1958) Хичкока - сюжетными: идея с подставным свидетелем, двойником жертвы, сцена слежки за главной героиней; визуальными - круговой обход камеры в сцене поцелуя героев на пляже, смена цвета волос «липовой» Глории и т. д.
Золотой глобус, 1985 год
Номинации: Лучшая женская роль второго плана (Мелани Гриффит)
Золотая малина, 1985 год
Номинации: Худший режиссер (Брайан Де Пальма)
Между Хичем и Линчем или роковая иллюзия женственности
Однажды вечером актер малобюджетных ужастиков Джейк Скали возвращается пораньше домой и обнаруживает, что жена ему изменяет. Бедняга немедленно собирает вещи и уходит, оставшись без крыши над головой. Но уже на следующий день он знакомится с доброжелательным парнем, который по счастливой случайности отправляется в Европу и просит новоиспеченного приятеля присмотреть за своей «холостяцкой конурой». Конура оказывается роскошными апартаментами в виде летающей тарелки, возведенной на одном из голливудских холмов. Тут есть все, что нужно для космически счастливой жизни - огромная вращающаяся кровать, здоровенный телевизор, бар, забитый до отвала и, конечно, великолепный вид, открывающийся сквозь витражные окна, заменяющие стены. Полноту картины довершается сексапильная соседка, которая каждый вечер отрабатывает сногсшибательные стрип-дэнс номера, способные вызвать у девяностолетнего импотента вулканическое извержение. Естественно, Джейк пристращается к бесплатному шоу и, уволенный с работы в связи с нарушающими съемки приступами клаустрофобии, дни напролет просиживает возле подзорной трубы. Однако вскоре выясняется, что он наслаждается зрелищем на пару с каким-то индейцем. Предчувствуя недоброе, Джейк устанавливает за красавицей регулярную слежку. Но докучливая клаустрофобия мешает герою предотвратить ограбление. Индейцу удается очистить сумочку и сбежать. Но нет худа без добра. В награду за проявленную инициативу, красотка почти что отдается Джейку прямо на пляже, однако, в последний момент одумавшись, убегает. В тот же вечер Джейк, прильнув к окуляру, вместо привычных сцен видит как злодей, пробравшись в квартиру красавицы, душит ее телефонным проводом. Незадачливый вуайер становится единственным свидетелем преступления... Спустя некоторое время он случайно ловит рекламу порнофильма, в котором суперзвезда по имени Холли Боди танцует тот самый номер, который он неоднократно видел вживую. Его Джейк ни с чем не спутает. Ясно одно - все это время он наблюдал за Холли. Герой устраивается на порно-студию, и (предварительно сполна познав свой «смутный объект желания») решает начать собственное расследование.
Следует заметить, что несмотря на «дурную славу» «Подставного тела» как очевидного подражательства Хичкоку, данная картина все же имеет неоценимые художественные достоинства и, более того, является своеобразным переходным этапом между фильмами сэра Альфреда и знаковыми лентами Линча или Кубрика. На первый взгляд действительно кажется, что картина де Пальмы просто-напросто эклектичная смесь из его же собственного «Прокола», а также «Головокружения» и «Окна во двор». У шедевров Хичока заимствуется не просто композиция, но и основной смысловой концепт, в который следует немного углубиться, дабы отыскать все точки G «Подставного тела».
«Головокружение» Хичкока делится на две части, рассеченные смертью главной героини. В первой Скотти безнадежно увлекается красавицей Мадлен, чья чарующая внешность заставляет детектива склоняться чуть ли не к ее обоготворению. После самоубийства Мадлен, образ роковой красотки воцаряется в фантазматичсекой вселенной Скотти. Наконец-то, он получает возможность боготворить ее по-настоящему. Некоторое время спустя он встречает Джуди, девушку поразительно похожую на Мадлен, но лишенную ее таинственного очарования. Тогда Скотти пытается воплотить образ Мадлен в «полом теле» (holly bodу) Джуди. За эту дерзость ему приходится расплачиваться крахом обоих миров, когда выясняется, что Джуди и Мадлен - это действительно одно лицо (иначе говоря его желание исполняется), а любовь персонажа (как и вообще сама любовь) фундируется гениальным обманом. В итоге распадается структура взаимоотношений фантазия/реальность, и само бытие разлетается на куски.
Де Пальме удается безошибочно воспроизвести вселенную Хичкока. Более того, он не только не теряет оригинальной атмосферы, но и вносит ряд поправок, укрупняя образы и обостряя ситуации. В первую очередь благодаря общему ослаблению кинематографической цезуры режиссер яснее выявляет контраст между красоткой Глорией Ревелле и Холли Боди. О многом говорит уже этимология имен персонажей. Фамилия Ревелле очевидная отсылка к знаменитой сцене из комедии братьев Маркс: «Вы напоминаете мне Равелли.» - «Но я и есть Равелли.»» - «Тогда не удивительно, что вы так на него похожи!». Имя Holly Body говорит само за себя. «Holly» Джейк наполняет своими фантазматическими проекциями, а «body» кое-чем куда более реалистичным. Во-вторых, разница еще больше подчеркивается за счет социальной пропасти между героинями. Первая - богатейшая аристократка, пленяющая в первую очередь именно своей недоступностью. Не в малой степени ее сексуальность рождается из ограждающей ее «от чужих глаз» ауры роскошества. Джейку, безработному, бездомному и больному, достается привилегия хотя бы посредством взгляда вторгнуться в этот запретный мир. Однако ирония в том, что оказывается он всегда был «под рукой». Холли - это Глория, но наоборот. Снимаясь в порнофильмах, она оказывается доступна даже больше, чем проститутка. Здесь нужно понять иронию де Пальмы, который инвертирует уникальный образ Глории (танцевавшей приватный стриптиз, отсылающий к «высокому искусству» соблазна) в тиражированный видеосимулякр Холли. Более того, сама сцена интимной близости между нею и Джейком гениально выстроена в виде съемок порнофильма и целиком репрезентируется в качестве последнего (т. е. зритель видит фильм в фильме, о чем не знает).
Но де Пальма на этом не останавливается и углубляет структуру повествования в целом. «Подставное тело» открыто как минимум для трех интерпретаций взаимодействия реального/фантазматического. Во-первых, скажем о самой банальной версии: все, что происходит в кадре - реально. Во-вторых, можно предполагать, и де Пальма специально оставляет для этого пространство, частичную идеальность происходящего. Скажем, убийство действительно произошло, но связь Холли и Глории, а также дальнейшее расследование - субъективный вымысел Джейка. Наконец, третий, самый «реалистичный» и логически правильный вариант - все, за исключением первой и последней сцены, является фантазией Джейка, пытающегося таким образом преодолеть свой страх клаустрофобии. Эта догадка подкрепляется рядом вещей. Почему, например, Глория чуть не отдалась герою на пляже и убежала, выдав странную фразу: «Пока(!) не могу»? Может, потому, что она - его образ? Выдумка Джейка в целом базируется на психологической травме - измене жены и ориентирована на то, чтобы реабилитировать его подавленную мужественность (аналогичная ситуация будет представлена Линчем в «Шоссе...»). Холли - реальная девушка, которая снимается в соседней студии. Подсознательно она включается в воображаемый дискурс в качестве «принцессы», которую Джейк героически спасает.
В целом же фокус повествования постоянно смещается благодаря грамотному выбору антуража - самой съемочной площадке, отчего истина наблюдаемого явления то и дело ставится под вопрос. Хичкок подошел к подобной концепции еще в начале тридцатых, однако осуществить ее оказалось возможно только после наплыва «новой волны», порвавшей путы реалистических причинно-следственных связей. По технической же части у де Пальмы «все привычно - на отлично».
В итоге, фильм может и не дотягивает до звания шедевра и не встанет в один ряд с картинами Хичкока. Однако сделано все с большим умом и профессионализмом, характерным для творчества большого художника, каким де Пальма и является.
shnur777
Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 239 часть.
Очень запутанное порнографическое кино с какими-то странными элементами саспенса.
Или просто RELAXXX...
Подставное тело (я люблю этот фильм)
Давным-давно режиссер Брайан Де Пальма снимал отличные картины. Все знают его шедевры такие как «Кэрри» и «Лицо со шрамом», но почему-то многие забыли про его фильм «Подставное тело». Кстати забыли его совершенно напрасно, потому что фильм у Де Пальмы получился великолепным. Зашел я вот на страницу этого фильма и расстроился, потому что про него никто ничего не написал до сих пор. Почему?
В России этот фильм мало кто знает, а те единицы, которые все-таки смотрели этот фильм, не могут про него ничего рассказать, потому что это очень странный фильм. Его даже невозможно классифицировать и подогнать под какой-нибудь определенный жанр. Брайан Де Пальма намешал в этом фильме много чего «вкусного» и «сладкого». Тут даже есть намеки на фильмы Альфреда Хичкока. Кстати Де Пальму раньше называли учеником Хичкока, поэтому удивляться не приходится.
Очень трудно даже рассказать про сюжет этого фильма, но я немного попробую. Вроде как актер переезжает жить к своему другу и начинает наблюдать в окно за девушкой. Позже он начнет везде за ней ходить, потому что ему покажется, что за ней следит другой мужчина, который хочет ее убить. А дальше начинается такая «вакханалия», что даже когда фильм закончился, то у меня в голове осталось много вопросов. Я сидел с открытым ртом и пытался хоть как-то восстановить историю в своей голове, но не получилось.
Брайан Де Пальма меня обманул очень сильно, и я уверен, что его фильм обманет любого неподготовленного зрителя. В-принципе перед нами современный фильм Альфреда Хичкока (как «Окно во двор»). Только помимо всего прочего тут будет присутствовать эротика и скрытая порнография. А голая актриса Мелани Гриффит навсегда останется в моем воспаленном мозгу. Я получил от фильма большое удовольствие и всем вам советую его посмотреть. Даже сам Де Пальма сейчас так закручено не снимает свои картины. Шедевр.
Спасибо.
Лучшая сцена в фильме - съемки порнофильма под песню «Relax»...
10 из 10
zombion
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.