Прокол / Blow Out
Когда звукорежиссер Джек записывал звуковые эффекты для нового фильма, он стал свидетелем падения в реку потерявшего управление автомобиля и спас из затонувшей машины девушку по имени Салли. Ехавший с ней мужчина погиб.
Джек тщетно пытается убедить полицию, что одновременно со звуком лопнувшей покрышки слышал звук выстрела. Помощник погибшего, оказавшегося известным политическим деятелем, советует Джеку поскорее забыть эту историю. Выйдя из больницы, Джек решает прослушать сделанную им в тот день запись.
Сомнений быть не может — он отчетливо слышит звук выстрела. Более того, есть еще один свидетель автокатастрофы — фотограф Мэнни, заснявший всю последовательность событий. Джек тайком наведывается в студию Мэнни и находит там фотографии Салли, снятой вместе с известными людьми в весьма недвусмысленных позах…
«Прокол» (Blow Out) - политический триллер американского режиссёра Брайана Де Пальмы. В главных ролях заняты Джон Траволта и Нэнси Аллен (в то время жена режиссёра).
Вокруг фильма
Как следует из самого названия, «Прокол» (Blow Out) - дань уважения режиссёра Брайана де Пальмы любимым им лентам «Фотоувеличение» (Blow Up) и «Разговор» (Conversation). Как и во многих других лентах режиссёра, здесь изобилуют отсылки к творчеству его кумира - Хичкока.
Летом 1981 года фильм провалился в прокате, несмотря на то, что он очень впечатлил таких авторитетных критиков, как Полин Кейл и Роджер Эберт. Эта коммерческая неудача сигнализировала об окончании эпохи Нового Голливуда.
Со временем «Прокол» стал восприниматься критиками как вершина творчества Де Пальмы. К числу своих любимых фильмов его относит Квентин Тарантино. В 2011 г. лента вышла на DVD в престижной серии Criterion Collection.
Интересные факты:
- Первоначально на роль Джека Терри режиссер Брайан Де Пальма выбрал Аль Пачино.
- В течение съемок фильма Джон Траволта страдал от хронической бессонницы.
- Во время монтажного периода две катушки пленки со съемочным материалом эпизода Парада Свободы были украдены. Их так и не смогли найти. Потребовалось еще $750,000, чтобы переснять эти сцены. Оператор Вилмош Жигмонд в это время уже был занят другим проектом, и его заменил Ласло Ковач.
- Во французской версии фильма Джона Траволту дублировал Жерар Депардье.
- Автокатастрофа намекает на скандал, известный как Чаппаквиддикский инцидент, фактически похоронивший политическую карьеру сенатора Теда Кеннеди, брата покойного президента Джона Ф. Кеннеди и сенатора Роберта Кеннеди (среднего из трех братьев Кеннеди). 19 июля 1969 года, возвращаясь с праздника, устроенного одним из его друзей на острове Чаппаквиддик на Атлантическом побережье США, Тед Кеннеди не справился с управлением, и машина, в которой он ехал, упала с моста в воду. В машине с ним была секретарша Роберта Кеннеди Мэри Джо Копечне, с которой он прибыл на праздник, хотя дома у него оставались жена и дети. Сенатор сумел выбраться из машины и скрылся с места происшествия, не позвонив в полицию, а в дальнейшем попытался обеспечить себе алиби. Его спутница утонула. Благодаря связям своей семьи, Тед Кеннеди избежал ответственности, но был вынужден навсегда отказаться от мечты стать президентом.
- Часть музыки из «Прокола» была позаимствована для фильма «Планета страха» (2007).
Джек - звукорежиссёр на киностудии, снимающей второсортные фильмы ужасов. Однажды, озвучивая очередной фильм, он слышит странные звуки и записывает их. Оказывается, это звук выстрела и пробитой шины автомобиля, попавшего в аварию, в результате которой погиб кандидат в президенты США. У Джека на руках доказательство того, что автокатастрофа не была несчастным случаем, и против него - целая политическая группировка.
Кино от де Пальма
К творчеству почитателя и продолжателя дела великого Альфреда Хичкока Брайана де Пальмы отношусь с уважением. В своё время с удовольствием отсмотрел знатных «Неприкасаемых», лихо закрученную «Миссию невыполнимую», великолепный «нуар» «Чёрная орхидея», не говоря уже о легендарном «Лице со шрамом» и «Пути Карлито».
Триллер «Прокол» относится к более раннему творчеству де Пальма, к тем древним временам, когда публика восторгалась «Кэрри» и «Бритвой». На волне успеха данных лент Брайану выделили бюджет побольше (18 миллинов - это не шутки даже по тем временам), согласились, чтобы главные роли сыграли старый кореш режиссёра Джон Траволта и тогдашняя жена Брайана - Ненси Аллен.
Вот только в итоге картина в прокате провалилась, да и критики прошлись по ней довольно жестоко. В чём же причина провала, и так ли плох фильм, как его «малюют»? В этом я и решил разобраться.
Сюжет «Прокола» весьма интригует. Звукорежиссёр Джек, записывая на ночь глядя звук ветра для фильма, становится случайным свидетелем аварии, в результате которой в реку с моста срывается автомобиль. Не растерявшись, он прыгает следом и спасает молоденькую девушку.
Уже в больнице начинают происходить странные вещи-полицейские советуют ему забыть о том, что в машине была девушка, и очень скоро Джеку становиться ясно почему-погибший водитель автомобиля-кандидат в президенты. И не в президенты общества анонимных шопоголиков, а в президенты США.
Но Джек не сдаёться, он точно знает-авария была подстроена, ведь на записанной им плёнке четко слышен выстрел. Пытаясь договориться с «выловленной» девушкой он тем самым подвергает и её, и себя смертельной опасности...
Признаться, фильм действительно не без недостатков. Затянутость имеет место быть, особенно в середине ленты, да и поступки главного злодея картины, в потрясающем исполнении Джона Литгоу не совсем ясны - получив от «начальства» отбой, он всё твердо хочет довести операцию до завершения.
Концовка тоже не порадовала - получилось уж очень глупо.
Но плюсов в фильме всё же больше, чем минусов. Во-первых: молодой Траволта, в расцвете сил - удивительно органичен и убедителен. Во-вторых: Ненси Аллен - никаких ассоциаций с «Робокопом»-словно две разные женщины. В-третьих: Джон Литгоу - очень уж яркий негодяй у него вышел, одна сцена на вокзале чего стоит.
Ну и конечно - «фирменные» операторские, монтажные и звуковые приёмы де Пальмы. Их здесь в избытке. Да и время было милостливо к «Проколу». Не даром, теперь это классика триллера.
В целом, кино для фанатов творчества режиссёра обязательно к просмотру, остальным - по желанию.
AZ
Брайана де Пальму очень часто обвиняют в том, что он частенько берет для своих фильмов чужие оригинальные идеи. В этой картине режиссер этого особо и не скрывал. Само название уже отсылает нас к Антониони и его «Фотоувеличению» (если быть точным - «Blow up «) и не зря: там убийство было зафиксировано на фотопленке, здесь, соответственно, на звуковой дорожке. И это далеко не единственное заимствование.
Вообще вся стилистика и даже некоторые сцены взяты из фильма Ардженто «Кроваво-красный». Но разве можно упрекать в этом Де Пальму? Неужели режиссер заслужил своей работой звание «плагиатора»? Де Пальма создал свой собственный прекрасный стиль, связав старые film noire, итальянские ужастики и многое другое. В свое время это сделал другой незамысловатый «плагиатор» - Серджо Леоне. В конце концов, у обоих получались чисто свои картины, завершенные по стилю, визуальному ряду и сюжету.
Лично я обожаю фильмы и того, и другого. Этот - не исключение. Вот такой вот спагетти-триллер. Остросюжетного кино такого качества давно не снимают.
8 из 10
redlob
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.