Полицейский, имя прилагательное / Politist, adjectiv
Полицейский Кристи отказывается арестовать парня, продающего гашиш двум своим одноклассникам. Эта сделка карается законом. Но Кристи не хочет, чтобы сломанная жизнь юноши, поступок которого он считает лишь проявлением безответственности, тяжким грузом легла на его совесть. Ибо высшая справедливость в его понимании — это нечто совершенно иное…
Трейлер
Каннский кинофестиваль, 2009 год
Победитель (2):
Особый взгляд Каннского кинофестиваля - приз жюри
Приз ФИПРЕССИ - особый взгляд
Полтора часа монотонного наблюдения за слежкой сотрудника полиции, который следит за каким-то подростком и при этом пытается понять или оправдать его поведение, связанное с курением марихуаны.
Все ответы о смысле этого действа даются в кабинете начальника в конце фильма за чтением толкового словаря, за разъяснением понятий: совесть, мораль, закон, угрызение совести, и наконец понятия: полицейский.
Не слишком вдаваясь в разъяснение этих понятий, в ключевой сцене фильма дается посыл к зрителю, чтобы он сам для себя решил, как должен поступить человек по совести или по закону, что важнее - совесть или закон. Совесть у всех разная, закон для всех один. Короче глобальный и неразрешимый спор.
Смотря фильм, у меня создалось впечатление что в Румынии время замерло, люди живут еще в 70-х, и если бы не наличие мобильных телефонов, компьютера и современных машин, я бы подумал, что действительно показаны будни румынской милиции времен Варшавского договора. Ход авторов понятен, Румыния живет прошлым, я имею в виду не социализм, а ту инертность и замороженность людей, которые не могут начать жить по иному.
Все это отношу к впечатлению от просмотра монотонного наблюдения полицейского за подозреваемым до ключевой сцены в кабинете начальника.
Фильм конечно не шедевр в плане сюжета, игры актеров, мизансцен и тд, но он атмосферный и чем мне понравился режиссер, он не пытался сделать его в модной псевдодокументальной манере, популярной для режиссеров делающих фильмы для жюри фестиваля и большелобых критиков, а не для зрителя.
Фильм стоит посмотреть, он заставляет думать и не ругайте слишком долгие и занудные планы, наверное денег на фильм выдали действительно не много.
severkazah
Крайний - прилагательное для Румынии
Кристи - молодой полицейский, служащий в небольшом румынском городке Васлуй. Как-то раз он застукивает одного паренька, курящего марихуану. Судя по всему, тот поставляет «травку» и своим друзьям. Но он не «дилер» в полном понимании этого слова, а так, где-то ее находит и перепродает. Его арест с одной стороны абсолютно законен, и на нем настаивает начальник Кристи, но с другой - полностью разрушит его жизнь. К тому же, по слухам, в Румынии скоро легализуют марихуану.
Пожалуй, именно Корнелиу Порумбойю - режиссер, который в полной мере воплощает тот фурор, который произвела «новая румынская волна» в европейском кино. Причем, делает это архетипично как с точки зрения смыслов и историко-геополитического контекста, так и по художественному воплощению.
И если Вы ответите для себя, чем является сегодняшняя Румыния для себя самой и для Европы, то многие вопросы к тягучести, монотонности и занудности данного конкретного фильма и многих других отпадут сами собой.
Что же такое Румыния для Европы? Европейская окраина, темный (точнее, серый) угол, далекий от цивилизации, а исторически и вовсе ассоциирующийся не только с диктатором Чаушеску, но и с кровавой историей его свержения. Последнее рельефно продемонстрировал другой румын, уже киноклассик - Мунчжиу в «4 месяцах...». Да и Порумбойю в следующей за «Полицейским» работе «12,08 к востоку от Бухареста» внятно демонстрирует эту же тему... А если принять во внимание вступление в ЕС - медленное и печальное, со скрипом - то ритм повествования, заданный в «Полицейском...», становится программным, как медленно вползание в европейский цивилизационный цикл Румынии и румын.
Бросается в глаза и незаметная схематичность поведения персонажей (но не актерской игры), особенно в полицейской системе, и без того-то сильно структурированной. Молодежь, курящая травку- тоже в общем-то не демонстрирует этим какой-то свежий (западный, по определению) образ жизни - эти ребята отнюдь не хиппи. К тому же, если не прочитать синопсис, так и вовсе непонятно, чем именно заняты эти «герои» - их всецело поглощает однообразный урбанистический пейзаж. И Порумбойю придает этой схеме почти ретроградную динамику... Это и не ассоциация с тоталитаризмом Чаушеску, но и не «запах свободы».
Но режиссер не сосредотачивается только на этом фоне - каким бы странным это ни показалось, но он хоть и реалист, но еще и еврооптимист. Поэтому включает в довольно унылую картину (как порой и уныла сама жизнь) несколько очень живых и открывающих бездну смыслов и противоречий диалогов. На самом деле, их и всего-то два - филологический трип того самого полицейского с его пассией и финальный спор о законе, европейском пути и трактовке слова «полицейский». Но уж эти диалоги искрятся остроумием и интеллектом по полной программе. Именно они и выявляют главное содержание фильмов Порумбойю - о времени и месте перехода из одного состояния общества в другое, даже несмотря на невидимость и даже скуку изменений. Полицейский-оперативник решает для себя, прежде всего, ценностную дилемму: быть ли ему исполнителем или он имеет возможность мыслить? Важен ли дух закона и изменение социальной природы либо важна буква закона здесь и сейчас? Здесь вопрос поставлен вполне конкретно: если за употребление и распространение легких наркотиков буквально завтра не будет ответственности, то почему же нужно карать за это сегодня?
Споры говорят о том, что фильм еще и о границе, коей является родина автора, да и существе изменений. Сам же режиссер, делая возможным спор начальника и подчиненного, отвечает на вопрос о перспективе. Однако финал делает трактовку уже не столь однозначной.
В любом разе, именно Румыния выразила в своем кинематографе восточноевропейский путь в кинематографе и, хотя большая часть авторов этой «новой волны» очевидные западники, они делают срез современного им общества вполне честно, найдя уникальное визуальное и драматическое решение. В восточноевропейской бедности оказалась скрыта на первый взгляд блеклая, но при втором взгляде очень любопытная картина, которую можно сформулировать как восточноевропейский капреализм. Порумбою - типичный в лучшем смысле этого слова его представитель. Время еще отдаст ему должное, хотя сейчас они может казаться провинциальным.
p.s. Отдельное спасибо за рассуждения о смысле и ценности языка в нашей жизни.
smidmi1979
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.