Последний киносеанс / The Last Picture Show
50-е годы. Маленький городок в Техасе. Дуэйн Джексон и Сонни Кроуфорд — «звезды» местной школьной футбольной команды. Дуэйн — агрессивен, а Сонни — тих и чувствителен. Они — лучшие друзья.
Сюжет раскручивается почти незаметно, детализируя отношения между жителями городка. В городке проживает умственно отсталый мальчик Билли, над ним жестоко издеваются и подшучивают завсегдатаи местного кинотеатра, при котором имеются кафе и бильярдная, принадлежащая Сэму Льву, бывшему ковбою, кумиру, обожаемому всеми мальчишками.
Сонни вступается за Билли и становится его защитником. А потом — другом и любовником Рут Поппер, страдающей от одиночества жены школьного тренера баскетбольной команды. Сонни и Дуэйн едут ненадолго в Мексику, где устраивают бурные гулянки, а по возвращении их ждёт печальная новость.
Экранизация по произведению: Лэрри МакМёртри
- Полная версия фильма имеет хронометраж 126 минут.
- Фильмом, который герои смотрят во время «последнего киносеанса», стал вестерн «Красная река» Ховарда Хоукса. В начале же фильма они смотрят комедию «Отец невесты» Винсента Миннелли.
Награды и номинации
2 приза Национального совета обозревателей за второплановые - мужскую (Бен Джонсон) и женскую (Клорис Личмен) - роли, премия «Кинема дзюнпо» за лучшую иностранную картину в Японии по итогам 1972 года, включён в 1998 году в Национальный регистр фильмов.
Британская академия, 1973 год
Победитель:
Лучшая мужская роль второго плана (Бен Джонсон)
Лучшая женская роль второго плана (Клорис Личмен)
Лучший сценарий
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая женская роль второго плана (Айлин Бреннан)
Лучший режиссер (Питер Богданович)
Оскар, 1972 год
Победитель:
Лучшая мужская роль второго плана (Бен Джонсон)
Лучшая женская роль второго плана (Клорис Личмен)
Номинации:
Лучший фильм
Лучшая мужская роль второго плана (Джефф Бриджес)
Лучшая женская роль второго плана (Эллен Бёрстин)
Лучший режиссер (Питер Богданович)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшая работа оператора
Золотой глобус, 1972 год
Победитель: Лучшая мужская роль второго плана (Бен Джонсон)
Номинации:
Лучший фильм (драма)
Лучшая женская роль второго плана (Эллен Бёрстин)
Лучшая женская роль второго плана (Клорис Личмен)
Лучший режиссер (Питер Богданович)
Самый многообещающий новичок среди женщин (Сибилл Шепард)
Борьба внутреннего с внешним
Америка 50-х годов в представлении многих - это ожившая мечта наяву. Она чёрно-белая, яркая, с роскошными голливудскими дивами-блондинками на обложках совсем новых, гламурных журналов. Фабрика грёз производит всё новые и новые свои шедевры, которые станут классикой уже к семидесятым. Средний класс начал своё стремительное переселение в новёхонькие, не загрязнённые автомобильными выхлопами, пригороды. Они манили своим уютом, ухоженностью, семейными ценностями и всем тем, на чём держалась та послевоенная Америка и, по большому счёту, держится до сих пор. В этой уютной и идеалистической Америке и выросло то непокорное, бунтарское поколение, создавшее Новый Голливуд и захотевшее нечто больше, чем просто невинные поцелуи в кинотеатре до свадьбы, именно оно и положило конец этой эпохе грёз и великих надежд.
А меж тем, в другой Америке с маленькими городками, затерянными где-то в пустыне, рассыпанными по всему западу свистит ветер, гоняя по тихим и внешне безлюдным улицам «перекати-поле». Всё как в вестернах, но только это не вестерн, а настоящий фильм-драма - переосмысление и ностальгия по классической эпохе кинематографа середины века, которая, как известно, умерла с началом хиппи революции 68-го, а может и несколько раньше. Примечательно, что «Последний киносеанс» вышел на экраны в 71-ом году, когда всё западное общество стремительно трансформировалось под натиском новых идей и новой, улучшенной морали, в которую так уверовали дети, рождённые два десятилетия назад у тех самых беспутных героев картины. Разрушенные надежды, несбывшееся мечты молодого поколения пятидесятых удивительным образом воплотились наяву для их детей из другой эпохи. И не важно что традиционные ценности стали медленно разлагаться (ведь они разлагались и раньше?), как пластиковая бутылка в земле, - долго и мучительно и с неустановленными последствиями для самой земли. Неважно, что сексуальная буря сменилась скорым угасанием, а братство и мир - насилием во Вьетнаме, Кувейте, Югославии, Ираке и расовыми погромами в городах. Неважно, что общество уже к восьмидесятым по-рейгановски закостенело и снова стало аморфным, как и прежде, но уже без грёз о прекрасном будущем. Да, история развивается по спирали: сегодня - полный вперёд, в светлое будущее; завтра - назад, к зелёной траве и высоким деревьям. И неважно, что холодная война прошла, а никакой радости и подъёма духа так и не было, а СПИД подкрался незаметно, пока люди раскрепощались. Неважно? Но тогда почему мы с такой ностальгией смотрим «Последний киносеанс»? Почему ассоциативно фильм так близок был молодому зрителю, когда только вышел в прокат, и даже сейчас он кажется таким злободневным, но в тоже время абсолютно старым и далёким в своей визуальной красоте. Наплевать на условности большого мира лишь для того, чтобы потом стать одной большой условностью. Неужто протагонист всего фильма, - молодое поколение 50-х, рождённое в самый разгар войны мечтало именно об этом?
Если не об этом, то о чём?Этого, по существу, мы никогда не узнаем, ведь скорее всего «Последний киносеанс» не был создан для того чтобы отвечать на такие вопросы. Он просто любит то, что было, ценит то старое, доброе, вечное, что существовало в кино (и не только в кино, но и в повседневной жизни), он восторгается той искренностью между людьми, что была тогда, он просто ностальгирует по эпохе, которой больше нет и которую не вернуть. После безумных потрясений и социальных революций конца двадцатого века всё изменилось, и в тоже время осталось по-старому: борьба старого патриархального - конформного - потребительского - безнадёжного начала с новым - прогрессивным - свободным - влюблённым - мечтающим. Как всегда. И нету у этой борьбы ни начала, ни конца. Она бесконечна как сама жизнь. Она также естественна как и борьба мечты с реальностью. А это значит, что всё новые генерации молодых людей будут бессмысленно бунтовать, а потом жестоко разочаровываться в своих мечтах и идеалах. А зритель всё также будет смотреть чёрно-белые ленты и сожалеть о том, чего, возможно, и не было. Вот и Лана Дель Рей сожалеет и ностальгирует о прошлом. Ничего не меняется. Меняется лишь внешняя обстановка. Борьба личности и мира продолжается. История развивается по спирали.
9 из 10
anvyder
Последние минуты молодости
1952 год, Анарина. Крошечный, обдуваемый жаркими ветрами пустыни городок где-то на юге Техаса. Люди там живут в такой глуши, что кроме старого кинотеатра и бильярдной им больше некуда податься. Выполняя однообразную работу, взрослые обитатели городка давно смирились с бесцельностью своего существования в этом бренном мире. Мужчины часами просиживают под навесами, лениво потягивая прохладное пивко, женщины, обречённые на служение домашнему очагу, коротают время за безобидными интрижками. День сменяется ночью, лето - зимой. Ничего не происходит и, кажется, что так будет всегда. Но лишь на первый взгляд...
События фильма развиваются вокруг Дуэйна и Сонни - игроков местной футбольной команды, без пяти минут выпускников средней школы. Друзья пытаются бежать от тоски маленького городка. Они томятся от безделья, ходят с девчонками в кино, дерутся и мирятся. Они мечтают о чем-то большем, чем пустота и бездуховность захолустья. Это их последние минуты молодости. Взрослая жизнь оказывается куда ближе, чем они могли себе представить. Питер Богданович ни на мгновение не даёт усомниться, что подростки последует по стопам родителей. Битва «бунтарей без причины» с суровой реальностью будет проиграна, ведь её исход был предопределён задолго до начала, да разве и могло быть иначе?
Режиссёр шёл на большой риск, делая фильм чёрно-белым. В семидесятые, когда цветная плёнка перестала быть роскошью и стала использоваться в кино повсеместно, появление «Последнего киносеанса» Питера Богдановича могло быть сочтено ненужным анахронизмом, шагом назад в прошлое. Но режиссёр ни разу не сфальшивил, создав глубочайшее по идейному наполнению кино. «Последний киносеанс», несмотря на отстраненность и сдержанность изображения, был очень хорошо принят зрителями. Чёрно-белая картина, великолепно стилизованная под время 50-х, на самом деле является универсальным произведением. Этот фильм будет актуален до тех пор, пока на свете существуют сонные, вымирающие городки-близнецы Анарины. Хотя в «Последнем киносеансе» речь идёт о войне в Корее, в начале 70-х фильм был принят как намёк на вооружённый конфликт во Вьетнаме. В «Последнем киносеансе» Питер Богданович виртуозно рисует бессмысленность, беспощадность войн, когда на фронт отправляются совсем ещё мальчики, несколько месяцев назад игравшие в школьной команде какого-нибудь техасского, канзасского или аризонского городка.
Эпоха начала пятидесятых в «Последнем киносеансе» воспроизведена внимательно, с трепетной любовью к самым мелким деталям. Внимание привлекают включённые в фильм фрагменты из старых американских лент. Идеализм и наивность Старого Голливуда заметны тем отчётливее, чем больше они противопоставляются пессимистичному взгляду режиссёра на реальную жизнь. Режиссёр воспроизводит время настолько точно, что ощущение бесцельности существования в пыльном техасском городке происходит где-то глубоко в подсознании. Молодость, первая любовь, крушение иллюзий, первые расставания и первые утраты. Зрителю предстоит взрослеть вместе с героями фильма. Здесь всё правдиво, всё как в реальной жизни. В «Последнем киносеансе» слились воедино обнаженность чувств, безошибочное чувство времени и жесткость правды, наполняющие душу горчайшим ощущением необратимости, невозможности повернуть время вспять. После этого киносеанса жизнь уже никогда не будет прежней.
10 из 10
electro-choc
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.