Птицы / The Birds
Очаровательная Мелани Дэниелс, богатая прожигательница жизни из Сан-Франциско, познакомившись в птичьем магазине с молодым юристом Митчем, отправляется к нему в гости с подарком для его сестры – парой неразлучников. На берегу залива Бодега Мелани сталкивается со странным поведением птиц, которые ведут себя необыкновенно агрессивно. По неизвестной причине пернатые с яростью начали атаковать людей, мирные голуби, чайки и вороны превратились в злобных крылатых демонов, у которых одна цель – нести в этот мир смерть, хаос и разрушение. © tvcok.ru
«Пти́цы» (англ. The Birds) - кинофильм Альфреда Хичкока, снятый в 1963 году по мотивам одноимённого рассказа Дафны Дюморье. В жанровом отношении сочетает элементы фантастического триллера, апокалиптического фильма-катастрофы, фильма ужасов и традиционной мелодрамы.Награды и номинации
Награды
1964 - Премия «Золотой глобус»
Наиболее многообещающая актриса - Типпи Хедрен
Номинации
1964 - Премия «Оскар»
Лучшие эффекты, визуальные спецэффекты - Аб Айверкс
1964 - Премия Эдгара Аллана По
Лучший художественный фильм - Эван Хантер
Работа над фильмом
В 1961 году город Капитола в штате Калифорния был атакован сотнями серых буревестников, которые нападали на прохожих и врезались в окна и стены домов. Изменение в поведении этих птиц было якобы вызывано отравлением токсинами моллюсков. Сообщения об этом инциденте вдохновили Хичкока на создание фильма. Он предложил написать сценарий Джозефу Стефано, с которым работал над «Психо», но тот не проявил интереса к рассказу Дюморье.
Я умышленно начал фильм с поведения лёгкого, повседневного и малозначительного. В отношении титров мне пришлось пойти на компромисс, сделав их зловещими. Мне хотелось использовать очень лёгкие и простые китайские изображения птиц - миниатюрные, изящные рисунки. Я отказался от этой идеи, предчувствуя, что зритель потеряет терпение и начнёт спрашивать: «Ну и когда же нагрянут птицы?» Посему я время от времени поддразниваю зрителя, показывая птичку рядом с дверью, птиц на телеграфных проводах, пташку, которая клюнула девушку. Мне представляется, что важнее всего узнать этих людей, особенно мать, ведь она тут ключевая фигура. Нам придётся подождать, чтобы впитать атмосферу перед тем, как появятся птицы. Напоминаю, что это фантазия. Но всё вокруг предельно реалистично - и топография, и декорации, и люди. Ну и птицы должны были быть самыми обыденными - ни в коем случае не ястребами, не дикими птицами.
Оригинальный текст (англ.)
- Альфред Хичкок[
Во время работы над фильмом режиссёр стремился выявить параллели между людьми и птицами. В первой части фильма люди держат птиц в клетках, во второй - птицы запирают их в клетках автомобилей и домов. Отмечается даже сходство с птичьими некоторых жестов героев (особенно героини Типпи Хедрен).
Интерпретации
С момента выхода фильма не утихают споры о якобы зашифрованных в нём смыслах. Сам Хичкок назвал «Птицы» фильмом о самодовольстве (complacency), видимо, намекая на излишнюю самоуверенность главной героини, которая убеждена, что всё окружающее находится у неё под контролем. Отталкиваясь от этой ремарки, высказывались мнения, что нападения птиц носят характер возмездия героям фильма (или людям в целом) за гордыню либо иные прегрешения.
Известный исследователь творчества Хичкока, Робин Вуд, в своей книге «Фильмы Хичкока» разбирает различные варианты интерпретации фильма. Он отметает версии экологическую (птицы мстят людям за зло, которое те им причинили) и эсхатологическую (божественное возмездие за грехи людей) по той причине, что в фильме подчёркивается безадресность нападений, ибо птицы нападают на всех подряд, в том числе на маленьких детей. По мнению исследователя, путём введения в фильм фантастического элемента Хичкок стремится продемонстрировать «непрочность, полнейшую бессмысленность» человеческой жизни
Птицы - вещественное воплощение случайного и непредсказуемого, всего того, что вносит неуверенность в жизнь людей и их взаимоотношения, это напоминание о хрупкости и нестабильности, которые нельзя избежать либо проигнорировать, и, далее, намёк на возможность того, что вся жизнь лишена смысла и абсурдна.
Оригинальный текст (англ.)
Славой Жижек в своей работе «Киногид извращенца» приводит психоаналитическое объяснение: нападения птиц олицетворяют вытесненные кровосмесительные желания матери Митча, её безотчётную тревогу, вызванную вторжением в размеренную жизнь её дома самоуверенной девушки, опасение того, что она заберёт у неё сына. Появление Мелани в доме у озера пробуждает все вытесненные из сознания матери тревоги и фобии: боязнь неопределённости, покинутости, одиночества, наконец, просто ревность. Чем ближе сходятся Митч и Мелани, тем более неистовыми становятся нападения птиц. В конце фильма мать утешает Мелани и помогает забинтовать её раны, словно бы примирившись с выбором сына.
Жижек отмечает, что мотив птиц нарастает в творчестве Хичкока от фильма «К северу через северо-запад» (нападение на главного героя «стальной птицы» - самолёта) через «Психо» (многочисленные чучела птиц, к которым приравнивается и покойная мать главного героя) к «Птицам». Он трактует ужасающие образы птиц в этих фильмах как воплощение неразрешённого напряжения в семейных отношениях и сравнивает их с чумой, свирепствующей в Фивах «Царя Эдипа». Чума и птицы, по Жижеку, олицетворяют глубинный непорядок в семейных отношениях: фигура властного отца уступает место материнскому суперэго, злобному и деспотичному, блокирующему нормальную половую жизнь сына.
Как олицетворение сексуальной неудовлетворённости, божественного возмездия, хаотической бессмыслицы, метафизической инверсии и ноющего чувства вины - созданный Хичкоком образ птиц по многослойности и динамичности смыслов не уступит Моби Дику Мелвилла.
- Дэйв Кер
Звуковая сторона фильма
Хичкок отказался от использования музыки в этом фильме. В начальных титрах стилизованные изображения беспорядочно перелетающих птиц сопровождают электронные, полые звуки, которые механически имитируют воркование птиц; с ними перемешаны и реальные звуки пернатых. Избранное им звуковое сопровождение Хичкок описывал как какой-то «монотонный глухой шум... странный искусственный звук, словно на своём языке птицы говорят нам: „Мы ещё не готовы напасть, но мы готовимся к этому. Мы подобны мотору, который заводится и может стартануть в любую минуту"».
Интересные факты
- Альфред Хичкок сыграл камео в роли мужчины, выходящего из зоомагазина с двумя собаками.
- Фильм не заканчивался словом «Конец», так как Хичкок хотел показать бесконечный ужас.
- Однажды в сан-францискской газете появилась заметка о том, как вороны атаковали ягнят как раз в той местности, где потом проводились съемки. А. Хичкок побеседовал с фермером-свидетелем этого происшествия, и так у него зародилась идея будущего фильма.
- В сценарии Энни Хэйворт до самого финала пребывала в доме Митча, а потом поднялась на чердак и стала жертвой последней атаки.
- Переработку рассказа в сценарий фильма предполагалось поручить Рэю Брэдбери. Однако из-за работы над другим проектом Хичкока он был занят и не смог заняться «Птицами». Брэдбери остался крайне недоволен результатом
Классический фильм А. Хичкока, в котором ужасающая картина нападения птиц на американский поселок переплетается с историей любовных взаимоотношений молодой женщины с понравившимся ей мужчиной.
Подробное описание:
Как и в случае с предыдущим фильмом Хичкока, «Психо», ничто не подготавливает зрителя к необъяснимым событиям, составляющим основное содержание фильма. В начале ленты мы видим, как Мелани Дэниелз, очаровательная и несколько самодовольная прожигательница жизни, знакомится с Митчем Бреннером, молодым адвокатом. Встреча происходит в зоомагазине в Сан-Франциско. Его холодность не отталкивает её, и, купив в качестве подарка его сестренке Кэти пару неразлучников, Мелани едет к нему в залив Бодега.
Приближаясь к пристани, она подвергается нападению чайки, ударившей её в голову. На ночь Мелани решает остановиться у местной учительницы, Энни Хейворт, которая рассказывает ей о том, что миссис Бреннер, мать Митча, очень ревнива в отношении к своему сыну и полна собственнических чувств.
На следующий день во время празднования дня рождения Кэти, который проводится на свежем воздухе, на детей нападают чайки, а вечером сотни стрижей врываются в дом через каминную трубу. На утро миссис Бреннер едет навестить соседа-фермера и находит его мертвым, с выклеванными глазами. Днём, когда Мелани становится свидетелем угрожающего скопления ворон на школьном дворе, она вместе с Энни уводит детей из школы. Спасая Кэти, Энни становится жертвой атаки птиц и погибает. Мелани с детьми спасаются в ресторанчике. В это время птицы становятся причиной пожара на бензоколонке.
Вечером Мелани и Бреннеры забаррикадировали окна в доме, успев защититься от налетов птиц, с размаху ударявшихся о стены и двери. Когда на время наступает затишье, Мелани, услышав какие-то звуки на чердаке, поднимается туда, чтобы узнать, в чем дело. Там полным-полно птиц, которые набрасываются на неё. Тогда Митч приходит ей на помощь. Воспользовавшись очередной передышкой, Митч предлагает всем покинуть дом. Они выходят на крыльцо. Пространство между домом и гаражом и дальше, куда хватает глаз, заполнено сотнями птиц. Мелани и Бреннеры уезжают из дома в кабриолете Мелани.
Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 25 часть.
Пернатые наносят ответный удар!
А уже старенький режиссер, все также снимает гениальные картины...
Птицы (я люблю этот фильм)
Я писал про Джима Джармуша, что я не рассказывал о его творчестве в своих отзывах, хотя знаю его очень давно. С Альфредом Хичкоком у меня примерно такая же ситуация. Я еще ни разу не писал про его фильмы и сейчас, это будет мой дебют. Хотя с творчеством Альфреда Хичкока, серьезно, я познакомился только недавно, я смотрел, наверное, штук шесть его фильмов подряд, и среди них был этот фильм.
Вообще, когда смотришь фильмографию Хичкока и начинаешь ее перебирать, то в голову закрадывается удивительная мысль, а ведь этот режиссер очень редко снимал фильмы по своему сценарию, он просто берет и экранизирует разные книги, которые видимо ему нравились. Удивительное наблюдение, учитывая тот факт, что перед нами самый лучший режиссер в мире. Почему он лучший, я расскажу подробнее в других отзывах, а сейчас я просто скажу, что он создал кинематограф...
Хичкок взял за основу своего фильма, рассказ писательницы Дафны Дю Морье. В итоге, он снял, конечно, не самый лучший свой фильм, но очень крепкий психологический фильм, который даже сейчас интересно смотреть. Самое удивительное, что когда смотришь фильмографию Хичкока, понимаешь, что из всех его фильмов, быть может, всего три можно назвать ужасами. Один из этих фильмов, перед вами. А что еще удивительнее, что Хичкок снимал фильм вовсе не про птиц, которые просто атакуют и убивают людей. Хичкок снимал фильм вообще про другое, интерес, загадка, одиночество, отношение, метаморфозы, все это есть в фильме Хичкока, а птицы это всего лишь предлог, чтобы разрушить любую веру человека. Вы сами посмотрите, про плохих птиц речь не идет где-то до середины фильмы. Вот просто за такое изящество, я и поставлю этому фильму высокую оценку.
И еще, я смотрел фильм в повышенном качестве и мне он показался очень красивым. И вы просто посмотрите на маму Мелани Гриффит, актрису Типпи Хедрен. Она просто такая очаровательная, у меня нет слов. Я в нее сразу влюбился. Все-таки Альфред Хичкок знал толк в хороших актрисах и в хороших фильмах. Перед нами, классический фильм, который нужно обязательно знать, всем настоящим киноманам.
Спасибо.
10 из 10
zombion
Настало наконец время, когда я добрался, до этого творения, короля триллеров.
И мне кажется это не совсем фильм, это сон, жуткий и яркий сон, именно так задумывался Хичкоком фильм Птицы, об этом свидетельствует, полное отсутствие музыкального сопровождения и поистине гениальная концовка, которая дарит зрителю ощущение того, что он внезапно проснулся от какого то бессвязного, но яркого кошмара. Я не стану философствовать на тему, что олицетворяют собой внезапно взбесившиеся птицы, мстящие души людей или Божья кара в виде проклятья или что то в этом роде. Для меня так же пока что остается загадкой, как связано подобное внезапное поведение птиц, с появлением в городке героини Джессики Тэнди. Но мне кажется это не столь важно, поскольку, как любой страшный сон, это творение Хичкока оставляет после себя много вопросов на которые сложно однозначно ответить, да и не обязательно отвечать, просто каждому дается воля понять это так, как он этого хочет.
В детстве мне приснился сон, что я в своей квартире захожу в комнату, которая в реальности не существует и эта комната наполнена стаей голубей, которые вдруг начинают просто летать вокруг меня громко и сумбурно и я не могу выбежать от туда, подобно тому как во сне люди не способны бегать, сон произвел на меня такой эффект странного ужаса, что я до сих пор не знаю был ли это сон или некие отголоски из каких то событий моего раннего детства.
Подобно моему сну Хичкок играет с психикой зрителя, довольно жестко и умело, словно вытаскивая наружу его самые глубокие страхи, корни которых не знает и сам зритель. Главная прелесть картины, я считаю, в ее послевкусии.
Думаю пересматривая Птиц, с каждым разом я буду находить в нем что то новое. Так же стоить отметить, впечатляющие съемки, великолепную режиссуру, крайне смелые ходы, не смотря на все ограничения в возможностях в силу возраста фильма, Хичкоку удалось снять все настолько реалистично, своевременно и очень грамотно, что даже спустя десятилетия продолжателям жанра саспенс, остается только пытаться повторить тот эффект, который фильмы Хичкока до сих пор производят на зрителя.
9,5 из 10
Fammy
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.