Семнадцатый трансатлантический
Июнь 1942 года. Из Исландии в Мурманск отправляются транспортные корабли с военными грузами — помощью союзников воюющей России. Охрана их поручена британским военно-морским силам. Но когда гитлеровские подводные лодки и авиация напали на караван, английские корабли, выполняя приказ своего командования, не вступили в бой, бросили транспорт без охраны в открытом море. В жестоком бою погибло 23 корабля с ценнейшими грузами.
За год до Пикуля
... Валентин Пикуль ещё работал над своим широко известным впоследствии романом о судьбе трансатлантического каравана PQ-17 (он был закончен в 1973 году), по которому в 2004 году Александр Котт поставил вполне серьёзный и достойный телесериал, когда на советские экраны вышел (а вскоре был показан и по ТВ) суровый чёрно-белый фильм «Семнадцатый трансатлантический» (1972). Тогда же, в детстве я его и посмотрел первый и единственный до сегодня раз, причём некоторые его фрагменты мне сразу и на всю жизнь запомнились (например, когда английский лейтенант Митчелл, охочий до изучения русского языка, выспрашивал боцмана, какими интересными словами тот «угощал» рулевого (Буркова).
Фильм этот- несомненная художественная удача (да ещё военно-морская!) украинской киностудии им. А. Довженко, в те годы страшно заполитизированной и заидеологизированной (что отмечают все ведущие кинокритики; наглядный пример тому- «обязательный», но, на мой взгляд, совсем необязательный, невнятный персонаж «комиссара», который пытался что-то делать, но, по большому счёту, просто путался у команды и капитана под ногами и которому до великого политрука Клочкова как мне до Спилберга; хотя, может, и правильно его показали таким- ответ кинематографистов агитпропу ЦК КПСС? тогда- миль пардон и спешиал сенкс...). Все довженковцы, работавшие на фильме, потрудились над ним на славу. И то, что в роли немецких торпедоносцев снялись современные летающие лодки, кажется мелочью и ерундой... Зато как глубоко и контрастно показаны наши тогдашние союзники. С одной стороны, Первый лорд Адмиралтейства, распорядившийся вернуть сопровождавшие транспорты британские военные корабли (кстати, именно они и вправе называться «конвоем», то есть вооружённым подразделением (в том числе морским- суда), кого-то и для чего-то охраняющим- см. толковый словарь Ушакова»; так что прав грамотный человек Пикуль, назвавший свой роман правильно- «Реквием каравану PQ-17» и не прав... Котт с его «Конвой PQ-17») и произнёсший циничную, но правдивую фразу «У Британии никогда не было друзей», британские капитаны и их команды, бегущие как крысы с далеко не тонущих (но застрахованных «Ллойдом») кораблей, лишь бы спасти свои шкуры и заработки (и плевать им на войну, на груз и на каких-то русских!). С другой стороны- один-одинёшенек морской британский лейтенант Митчелл, ничего не понимающий в грязной политике, но честный, порядочный и совестливый офицер...
Важно: не стоит «сталкивать лбами» этот фильм и сериал Котта. В них один и тот же исторический факт рассматривается под разными художественными ракурсами. У режиссёра нашей картины Владимира Довганя тема решена через историю одного корабля каравана, советского «Кузбасса» и его команды, у Котта ("по мотивам» Пикуля) - масштабно и глобально. На мой взгляд, оба проекта равнозначны и достойны. Но, если есть желание, смотреть и сравнивать их лучше (как поступил я) в последовательности «Котт- Довгань», то есть от общего к частному. И не забывая при этом, что смотрим художественное, а не документальное кино!
И ещё. Обратите внимание на ненавязчивую, деликатную музыку Дашкевича. Вот, оказывается, когда он немного «поангличанствовал» (выражение Игоря Масленникова), а уже потом, в полной мере- в нашем любимом «Шерлоке Холмсе»!
7 из 10
Альберт Попов
История конвоя PQ-17 привлекает к себе много внимания как и истории других катастроф. Пишутся книги, снимаются художественные и документальные фильмы. Кроме пафосного «Перл Харбора» есть еще неплохой «Ю-571» и очень хороший «К-19». Только в последнем добились практически той же глубины, что и в «Семнадцатом трансатлантическом». Я не буду рассказывать сюжет фильма чтобы не сосредотачиваться на мелком. Посмотрим глубже.
Фильм значителен. Фильм грандиозен. Это первая (сдается мне) экранизация истории конвоя. Но это и вообще первый в СССР фильм в жанре «выживание людей в экстремальной ситуации в море» (не знаю как сказать короче). Более того, это первый такой фильм в украинском кинематографе.
Игра блестящая. Вот на чем должен держаться фильм, а не на миллионном бюджете и спецэффектах. Да, порой чувствуется, что кино советское. Но тут практически нет державной идеологии. Вместо нее - идеология дружбы, чести, мужества, рожденных человечностью.
Ребята, я плакал во время просмотра! Хоть фильм не шедевр мирового кино, зато он полон искренности, чего в блокбастерах практически нет. Ребята, смотрите, пожалуйста, такие фильмы, чтобы, снимая новые, режиссеры не добавляли туда всякой чепухи ради кассовых сборов. Это настоящее кино.
Yakiv Gluck
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.