Стеклянное сердце / Herz aus Glas
Крохотная баварская деревенька, живущая главным образом за счет производства необыкновенного рубинового стекла, внезапно лишается единственного специалиста, который знал секрет изготовления диковинки. После тщательных, но, увы, безрезультатных поисков рецепта, общество понимает, что они обречены… Горнила остыли вместе с человеческими сердцами, поддавшимися панике и страху. Нужно вернуть рубиновое стекло. Любой ценой. И тогда с гор спускается лесник, которого просят помочь, поскольку он обладает даром провидения…
Трейлер
Во время съёмок фильма все актеры подвергались гипнозу для того, чтобы лучше передать атмосферу спящего города, в котором происходило действие фильма.
Федеральная премия I степени за операторскую работу.
Herz(og) aus Glas
Черный полог ночи. В киноварно коричневой цветовой гамме возникает золотисто алая аура горящей свечи. Рассеивая плотный мрак, округлым ракурсом выхватывает из него фигуры людей. Свечение ровное, теплое и ясное, с мягкой растушевкой охры по краям. Никакой декоративности - простые суровые детали бытовых сцен как символическое напоминание о бренности бытия. Созерцательность погруженных в себя персонажей, словно находящихся под действием колдовских чар. Застывшее молчание, напряженность неподвижных поз, метафорический язык взглядов и жестов. Зеркала и черепа, амулеты и тайные обряды как атрибуты простонародных верований жестокой эпохи. Религиозно мистическая атмосфера присутствия «иной», сверх-реальности. Контрастное тревожное сновидение, пойманное в масляную плоскость старинного холста. Готовый кадр идеального, «абсолютного» кинематографа.
Образ фильма «Стеклянное сердце» возник в голове Вернера Херцога в тот момент, когда он впервые увидел картины удивительного художника-караваджиста семнадцатого века Жоржа де Ла Тура, прозванного за аллегоричность образов, отсутствие фактов о его биографии и невозможность установки подлинности его картин «Лотарингским фантомом». Живописец, обладавший поразительным даром поэтизации грубого вещественного мира, пленил воображение немецкого режиссера. Спустя несколько лет Херцог бережно и осторожно, стараясь не расплескать и не исказить, воссоздаст гипнотизирующую атмосферу средневековых полотен художника в своем фильме об угасающей баварской деревушке. Со смертью единственного мастера, знавшего секрет производства рубинового стекла деревню постепенно покидали жизнь и разум. Она как будто истекала кровью, погружаясь в анемию беспробудного летаргического сна.
Название фильма - «Стеклянное сердце» - сам режиссер расшифровывал как редкое, необычайно восприимчивое и хрупкое внутреннее состояние ледяной прозрачности. Неутомимый исследователь белых пятен Земли, на этот раз Херцог отправился покорять самую неизученную область нашего мира - внутренние ландшафты человеческой души. Режиссер решился на необычный эксперимент с целью погрузить зрителя в пограничную область измененного сознания, в ситуацию внезапного пробуждения поэтического чутья. Тщательно отобрав подходящих по типажу актеров, восприимчивых к гипнозу, он погрузил их во время съемки в транс, добившись тем самым необычного и странного эффекта лунатической рассеянности. Режиссер просил актеров передвигаться в кадре так будто комната до краев наполнена водой, смотреть сквозь партнеров, вести беседу с вымышленными персонажами или читать вслух с абсолютно пустой стены невидимую стихотворную поэму, вмонтировав позже эти уникальные фрагменты в свой фильм. Некоторые актеры, после того как выходили из транса, имели лишь смутное воспоминание о том, что же они делали. На съемочной площадке заклинателя Херцога царила атмосфера грез...
Интервально ускоренная съемка явлений природы (туманы, гейзеры, реки) на контрасте с замедленным и вязким основным течением сюжета создавала иллюзию параллельности двух временных измерений в едином пространстве фильма. Это визуально помогало понять механику дара главного героя фильма, крестьянина-предсказателя Хиаса, пророчествовавшего о постепенной деградации деревушки и грядущем конце света. Настоящее застывало, давая возможность раскрутить маховик времени и разглядеть сквозь размытую пелену миражи далекого и смутного будущего.
В какой-то момент завораживающая и болезненная красота фильма начинает пробирать буквально до костей. Обреченная деревня, по улицам которой бродит безумие. Люди, потерявшие смысл своего существования, завороженно и безвольно двигаются навстречу собственной гибели. Застывшие без работы стеклодувы, окаменевший осенний лес, остекленевшие глаза жителей этого сонного королевства. В остывающих мастерских сходит с ума юный хозяин стекольного цеха, чем то неловимо напоминающий «лунного короля» Людвига Баварского. В местном кабаке крестьянин танцует в обнимку с мертвецом. Кровь девственницы, убитой ради воскресения секрета стекольного мастера, растекается на белоснежном кружеве платка. Печать вырождения на лицах. Огонь, который рвется из закрытых наглухо заслонок печей, умоляя выпустить наружу, но жар его бесплоден... Уникальный мир человеческой общины доиндустриальной эпохи ручного труда становится символом последнего и утраченного навсегда пристанища Творца. Что, если демиург Вселенной забудет однажды секрет рубинового стекла нашего мира?
Фильм возник как волшебный стеклянный город - из магмы баварских сказок и легенд, из расплавленного кварца детских воспоминаний Херцога, достигнув нужного градуса накала в горниле интуитивного режиссерского озарения. Одно неловкое движение, один неверный компонент - и фильм мог стать мертвым набором осколков киноматериала, но, к счастью, произошло редкое и подобное чуду единство задуманного и воплощенного на пленку. Вернер Херцог создал потрясающий психоделический фильм, похожий на тягучее жидкое стекло, в которое влипаешь с первых же секунд и застреваешь в нем вплоть до финальных титров, возможно - навсегда.
Если ничего не меняется в нашей жизни - нам кажется, что это и есть счастье. Но у стекла очень хрупкая душа. Оно оживает только тогда, когда плавится или преломляет луч света. Откуда то издалека слышен мерный пульсирующий звук. Ближе. Еще ближе. Уже где то совсем рядом. Внутри вас. Прислушайтесь... Возможно это пробудилось и впервые начало биться ваше собственное Стеклянное сердце.
Du gefällst mir, du hast ein Herz aus Glas
AndaLucia
Тайна рубинового стекла
Пятый художественный фильм Херцога. Уже до него режиссер обозначил свои пристрастия и те темы человеческого существования, который он будет исследовать. И не то что с первого фильма, а уже с первого кадра складывается впечатление о таком незаурядном странном и где-то даже мистическом человеке, как Вернер Херцог. «Стеклянное сердце» - не исключение, это еще один шедевр как Херцога, так и всего мирового кинематографа. Из того что я у него видел, а я видел я практически все его картины - эта действительно лучшая.
Писать о фильмах притчах, а именно таково «Стеклянное сердце», всегда очень трудно. Описывать сюжет - бессмысленно. Во-первых, в аннотации он и так уже есть, а во-вторых, если даже 10-и людям дать посмотреть это кино, а потом кратко в трех-пяти предложения попросить написать, скажем, то чтобы они хотели видеть на коробки ДВД с этим диском, уверяю вас - эти три-пять предложения были бы совершенно различными. Поэтому диалог типа: «А что ты сегодня смотрел?», «Стеклянное сердце Херцога», «Хм, а про что?»; меня просто ставит в тупик.
Сижу вот перед своими записями, которые сделал во время просмотра и думаю переносить их в рецензию или нет. Просто в этом фильме у Херцога за каждой фразой спрятан смысл, каждый кадр выверен и на своем месте, каждый актер делать именно то, что он должен делать. То есть по сути, если разбираться глубоко, это очень долго.
В «Стеклянном сердце» Херцог подобен Тарковскому. И это еще больше подкупает. В фильме присутствуют и провидец, который не может ничего сделать и безумец, так похожий на Аггире Херцога, и размышления на тему всего человечества и его судьбы, и предсказания будущего и оценка прошлого, и рассмотрена, так любимая режиссер двойственность человеческой природы («Я смотрю на церковь, а там только животные») и еще много, очень много чего. Фильм этот как хороший драгоценный камень, который гранил изысканный ювелир. Он как рубиновое стекло, такое великолепное и такое непонятное и такое же бесконечное для понимания.
Мыслей очень много, но численно их конечно меньше, чем представлено в фильме. Наверняка я его пересмотрю еще раз, потом еще и еще. И буду называть это кино в числе любимых и в числе изменивших меня. Да все это будет, несомненно, так. Но больше всего я хочу, чтобы его посмотрел еще кто-нибудь и понял чуть больше чем я и изменился больше и полюбил больше. Я, наверное, как тот провидец, все знаю, но вот сделать ничего не могу. Но всегда очень хочется, чтобы нашлись люди, которые, не смотря ни на что отправились бы искать край Земли. И нашли бы его.
Словом вот что получилось после просмотра, на какое-то описание это не тянет. Скорее некая рефлексия, после просмотра фильма. Но думаю можно простить мне это, посмотрите - и вы поймете (надеюсь), почему получилось именно так.
Да...хм...оценки. Разве тут могу быть сомнения?
10 из 10
Jut3030
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.