Страх.сом / FeardotCom
Серию загадочных убийств предстоит расследовать нью-йоркскому детективу Майку Райли. Всех погибших объединяет смерть, наступившая от инсульта, и интерес к сайту Страх.com, посетители которого умирают через 48 часов после его просмотра. Вместе с представителем медицинского управления Тери Хьюстон Майк начинает разбираться в галлюцинациях, преследовавших покойных, и выходит на след маньяка-создателя сайта по прозвищу Доктор. Чтобы закончить расследование, Майку и Тери предстоит самим взглянуть на блог психопата…© tvcok.ru
Кинопремия «6-я церемония вручения премии Fangoria Chainsaw Awards»
Победитель в номинации: Худший фильм
Кинофестиваль «35-й Международный кинофестиваль в Ситжесе 2002»
Номинации: Лучший фильм
Хочешь меня помучить? Нет? Ты лжешь!
Страх.com - типичный колюще-режущий триллер, который, однако, не нашел своего зрителя, оказался отвергнутым со стороны себе подобных собратьев по жанру, и в статусе изгоя остался стоять на периферии, с постыдным ярлыком на груди: «Подделка. Забраковано».
Причин зрительской нелюбви достаточно. Первое: сюжет вторичен и напоминает нечеткую, мутную копию «Звонка», этакий испорченный рентгеновский снимок, разве что маленькая призрачная девочка больше похожа на фрэддикрюгеровских школьниц, прыгающих в классики на улице Вязов.
Второе: постановка далеко не американская , и напоминает больше европейское, почти восточно-европейское кино. В убогой цветовой гамме преобладают темно-синий и черный, в обстановке жилых и рабочих помещений - аскетизм, дискомфорт и кричащая бедность-неряшливость, в воссоздании психологического портрета маньяка - концентрированная в своем реализме, неторопливая жестокость, а в демонстрации характеров главных героев - поверхностность/фрагментальность - судите о героях по их действиям. Тоже мне, непочатый край инходной информации!
Третье: многочисленные обороты через плечо в сторону Интернета, т. е. неоднократная демонстрация пресловутого сайта для садистов, на котором незадачливый медик-маньяк изобретательно пытает своих жертв, а также любительские видеопленки, доставшиеся полицейским от прежних убитых - все это, раз за разом мелькающее перед зрительским взоров, создает настойчивый образ хоум-видио, т. е. материалов, отснятых непрофессионалами где-нибудь в подвале собственной многоэтажки или на территории близстоящего завода. Само собой, это наследство «Звонка», где кадры с видеокассеты также заняли немало эфирного времени, но Страх. com переборщил в этом плане, дав явный крен/перекос с художественности в сторону любительского документализма.
Четвертое: сюжетные линии, коих на самом деле две, в картине переплетаются и взаимодействуют друг с другом поначалу настолько слабо, что невнимательному зрителю, настроившемуся на простоту и прямолинейность жанра, недолго и запутаться: то один за другим умирают на первый взгляд не связанные друг с другом чуваки, насмотревшиеся на маленькую девочку с мячиком, то какой-то невнятный псих пристегивает ремнями блондинку к вертикальной гладильной доске и давай ее умасливать: «Ну попроси меня убить тебя, ну попроси!», то полицейский детектив с врачихой из системы здравоохранения куда-то едут, чтобы через пять минут уже свалить в другое место, не сообщив зрителю о сделанных выводах. Слишком многое отвлекает зрителя, не давая сосредоточиться на схеме, прописанной и без того не слишком четко и наглядно.
В частности, что эпицентра зла в картине два: маньяк-душегуб по кличке Доктор, который уже извел и на живую вскрыл десяток молодых женщин, а сейчас измывается над очередной, по привычке размещая материалы в мировой Сети; и первая жертва Доктора - девушка по имени Дженни, которую он когда-то зверски освежевал, и чья душа, одержимая ненавистью и жаждой мести, не нашла покоя и непостижимым образом обрела жизнь в Интернете.
Оба они, соответственно, мочат свой избранный контингент: Доктор - девчонок, а призрак Дженни, который является то в образе маленькой девочки, то в образе тетки с разрезанным ртом - пассивных садистов-вуайаристов, которых возбуждает созерцание чужой боли. Поскольку сюжетная диффузия, как уже говорилось, довольно слаба, монтаж - резковат, а повествование грешит обрывочностью, общая картинка получается несколько лихорадочной и пульсирующей, как смена «комнат», вкладок и страниц на сайте Страх.com.
Пара любопытных моментов. Во-первых, сценаристы использовали заезженный повествовательный ход, согласно которому дух жертвы не может обрести желанный покой, покуда тело остается ненайденным/непогребенным. Дженни в этом плане пошла чуть дальше, но опять-таки по проторенной дорожке: блондинке хотелось быть не просто преданной земле, но и отмщенной. Неплохой, скажу я вам, расклад. Предсказуемый, но довольно логичный. Даже в Supernatural его обсасывали.
Во-вторых, (опять же штамп): пока главный герой сам не станет потенциальной жертвой, он, так сказать, не чешется/не торопиться найти маньяка. Вот он, субъективный человеческий подход! Детектив в исполнении Стивена Дорфа сам забрел на пресловутый сайт, отсчет его 48 часов начался, и поиски садиста-медика пошли куда живее, чем прежде. Правда, поиски в основном вела влюбленная в него докторша, но к чему вдаваться в подробности?
В третьих: нередки случаи, когда полицейский, расследуя дело (безуспешно расследуя) в итоге настолько срастается с ним, что начинает разговаривать с жертвами, ласково называть их по именам, подолгу смотреть на фотографии с места преступления, фактически дружить с ними, принимая их гибель близко к сердцу (хотя большинство просто ненавидит висяки и одержимо рейтингами раскрываемости). Так и Майк, охотясь за Доктором, воспринимал гибель Дженни как что-то личное. Хотя, неписанное правило криминалистики гласит: детектив не может отождествлять себя с жертвой - только с маньяком, только с преступником.
И в-четвертых: личность маньяка. Очень часто маньяк до конца фильма как бы держится в тени, напоминая о себе лишь найденными то там, то здесь, телами на разным степенях разложения. Либо мелькает время от времени, захватывая добычу (тюкая жертв по голове, вырубая хлороформом, утаскивая в свой темный угол) или сразу убивая. В любом случае, процесс убийства, как правило, не занимает много времени. Гонится, настигает, пронзает. Жертва кричит, а потом затихает. При этом зритель, привычно отождествляя себя с полицейским (с которым проводит вместе много экранного времени), относится к убийце нейтрально. Ну, есть и есть.
Редко где можно увидеть долгий, подробный, гнетуще-кровожадный процесс предъубийственной пытки жертвы. А ведь именно пытка беспомощной жертвы (или ее преследование а-ля игра в прятки) заставляет зрителя сопереживать ей, автоматически подогревая ненависть и ярость в адрес мучителя. Страх. com - единственный фильм, где боль и страдания жертвы показаны настолько явственно и ощутимо, настолько наглядно и с садистским удовольствием, что я испытывала такую ненависть к маньяку, какой прежде не питала. Живую, дышащую ненависть. Если положительные герои не возбуждали во мне особенных эмоций, то Доктор градусом накала гнева перекрыл, похоже, всех предыдущих серийников, которых я видела. Это - несколько сомнительное (спорное), но очевидное для меня преимущество данной картины.
Итог: все вышеизложенные комментарии не содержали в себе ничего личного, лишь сухую, отстраненную, стороннюю оценку. Теперь о частном: мне понравился этот фильм. Понравился, несмотря на подавляющее большинство отрицательных отзывов и ругани в его адрес. Понравился в той же мере, что и «Звонок», а в чем-то даже превзошел его. Специфику Страх. com можно трактовать по-разному: либо в положительном, либо в резко отрицательном ключе. Я трактую в положительном. И актеры, Стивен Дорф и Наташа МакЭлоун, не избалованные громкими проектами, изобразили, на мой взгляд, симпатичных персонажей. Появление их в этом фильме не было ошибкой, и сожалеть о нем не стоит.
8 из 10
Ava
Хочешь поиграть?
Почему такие низкие рейтинги? Мне не понятно, ибо фильм мне показался добротным и хорошим. Давно хотела его посмотреть, но, к сожалению, удалось это сделать только сейчас. Ничуть не пожалела. Фильм захватывает. Да, порой кажется немного скучновато, но тут же начинают происходить такие события, которые любого заставят прилипнуть к экрану и не отводить от него глаз.
В фильм привнесено что-то новое и актуальное сейчас, а именно - интернет. Всемирная паутина в 21 веке все больше и больше поглощает умы миллионов людей, поэтому эта тема очень кстати, пусть фильм и был снят аж 8 лет назад.
Людей притягивает страх. Согласитесь, если вы боитесь высоты, то время от времени вам хочется испытать этот страх, почувствовать адреналин, и вы поднимаетесь на крышу дома, либо покупаете билет на канатную дорогу. Также людей притягивает и смерть. Нет, разумеется никто не хочет умирать, но всем интересно хотя бы краем глаза посмотреть на нее или почувствовать ее присутствие. Это ведь тоже адреналин. Вот и в фильме люди заходят на FeardotCom, чтобы почувствовать это. Чтобы испугаться, ужаснуться. Увы, сразу они не догадываются, что этот сайт станет последним, что они увидят в своей жизни...
Сюжетная линия с сайтом раскрыта от и до. Нам рассказано и кто убивает людей, и почему, и зачем. Все четко. Быть может, соглашусь с некоторыми авторами других рецензий, что история с самим Доктором не рассказана до конца. Но это небольшой минусик по сравнению с тем, как нам разжевывают по кусочкам историю со зловещим интернет-ресурсом.
Развязка также весьма логична и последовательна. Невозможно, чтобы подобные фильмы заканчивались «все жили долго и счастливо». Обязательно должна быть какая-нибудь неприятность. И этой неприятность в данном фильме стало... нееет, это вы сами узнаете, посмотрев кино.
Актеры также хорошо справились со своими задачами. Немножко невнятно, на мой взгляд, смотрелся Джеффри Комбс, но в целом все в порядке.
Рекомендую этот фильм всем тем, кто любит тайны, мистику и ужас.
9 из 10
_Kristya_
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.