Южное гостеприимство / Southern Comfort
Национальная гвардия проводит учения в болотах Луизианы, где суровых и нелюдимых местных ребят называют «кэджуны». Гвардейцы оторвались от рутинных дел и «выпускают пар», бряцая оружием, как мальчишки.
Один из них в шутку дал очередь холостыми по стоявшим на берегу. Но ответный выстрел был отнюдь не холостым. После этого начинаются кошмарные «учения» на выживание с невидимым противником, который знает каждую кочку на болоте.
Вьетнамский синдром
Во второй половина семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века американское общество активно переживало последствия Вьетнамской компании. Без преувеличение, вывод американских войск из Вьетнама и последовавшее через два года падение Сайгона, когда кадры панической эвакуации местных жителей на американские корабли транслировались в прямом эфире стали шоком для огромной страны и оказали большое влияние на все слои американского общества. Это нашло свое отражение и в кинематографе - уже через несколько лет после окончания войны на экраны стали выходить фильмы разных жанров, переосмысливающие Вьетнамскую компанию. Апокалипсис сегодня, Охотник на оленей, Первая кровь - вот только несколько наиболее известных работ на данную тематику, вышедших в те годы.
Южное гостеприимство, вышедшее в 1981 году тоже относится к этой категории фильмов. В центре повествования находится отделение из девяти солдат Национальной гвардии, которое участвует в военных учениях, проходящем в 1973 году* в болотах Луизианы. Во время учебного похода, один из солдат в шутку дает очередь холостыми по местным франкоговорящим охотникам - каджунам, а вот ответный выстрел отнюдь не является холостым...
*Небольшая историческая справка (для лучшего понимания событий фильма)
1973 год - год вывода американских войск из Вьетнама, когда моральный дух американской армии упал до минимального уровня. Стоит отметить, что в то время подразделения Национальной гвардии не посылались во Вьетнам, из-за чего она превратилась в своеобразное убежище для призывников, которые любой ценой старались избежать отправки за океан. Из-за этого военнослужащие национальной гвардии того времени получили презрительное прозвище «Солдаты выходного дня».
В качестве стержня для сюжета своего фильма, Уолтер Хилл использует два проверенных временем литературных произведения. Первое - это классический сюжет древнегреческого Анабасиса, повествующий о группе людей вынужденных пробиваться домой через враждебную территорию (что интересно, предыдущий фильм Хилла Воины тоже использовал эту фабулу), второе - «Десять негритят» Агаты Кристи, ибо герои данного фильма (в данном случае их девять) погибают один за другим от рук каджунов, которые знают эту местность как свои пять пальцев.
Имея возможность сделать зрелищный военный боевик, Хилл пошел другим путем и снял триллер, где основной упор делается на психологии людей и метаморфозах, которые они претерпевают по мере развития сюжета. Конечно, экшн в фильме есть, но в строго дозированном виде, главное же тут - это люди. По сути, все кино фильм представляет собой сплошную аллюзию на Вьетнамскую войну в миниатюре. Американские солдаты показаны как сборище недисциплинированных, плохо подготовленных и агрессивно настроенных людей, которые, потеряв командира, быстро превращаются в неорганизованную и раздираемую противоречиями группу людей в форме. По мере того, как их становится все меньше, напряжение в группе нарастает - один из солдат начинает медленно сходить с ума, другой как раньше модно было говорить «морально разлагается», номинальный командир пытается вести себя в соответствии с уставом и отдавать какие-то приказы, хотя он не может адекватно оценить обстановку, не обладает необходимой подготовкой, да и командовать ему по сути уже нечем.
Их враг, хоть и не обладает современным оружием, но отлично знает все болото (которое является аналогом вьетнамских джунглей) и потому наносит четкие удары, убивая солдат одного за другим. При этом, мы не можем назвать охотников-каджунов плохими парнями в традиционном смысле слова (собственно, до самого конца в кадре они практически не появляются) - они просто пытаются изгнать чужеземцев с их родной земли. Американские же солдаты не могут (да и не хотят) понимать своего противника и его особенностей, потому горячее желание отомстить за убитого сослуживца, когда любой первый встречный поселенец-каджун автоматически записывается во враги вскоре сменяется растерянностью, а затем и страхом из-за осознания того, что очередное нападение может случиться в любой момент. Под конец чувство паранойи и страха перед невидимым противником зашкаливает до предела, что ясно продемонстрировано в концовке, где один из героев интерпретирует обыденные действия местных жителей как признак того, что на него вот-вот нападут.
Снято все это на весьма достойном уровне - кино получилось крайне атмосферным (чему в немалой степени поспособствовало выбранное место действия), хорошо срежисированным, да и образы всех девяти бойцов получились весьма запоминающимися, особенно у Пауэрса Бута и Фреда Уорда (также нельзя не отменить Брайона Джеймса в роли одного однорукого поселенца).
Итого: весьма неплохой survival-триллер где акцент делается не на боевых действиях, а на психологии. Пускай данная лента и не пользовалась такой популярностью, как другие фильмы «вьетнамской» тематики, но все же она до сих пор остается весьма достойным представителем своего жанра.
Lirik85
Великолепный классический напряженный триллер про взвод солдат потерявшихся в сердце Луизианы.
Известный факт, что американцы очень пугаются этих странных дикарей, которые живут в глуши, в непроходимых лесах, в воде, в смертельных болотах, вдали от цивилизации, а еще самое страшное - разговаривают на другом языке (французском). И это в самой Америки!!! В общем, ясен пень, что все их считают жертвами инцеста, каннибалами и т. д. На самом деле, как показывает это фильм, они просто не любят когда чужие ходят по их земле и дергают их без повода. Во всех других фильмах, особенно в ужасах, эти местные, нелюдимые ребята, «кэджуны», как их называют американца, являются каннибалами и уродами, жаждущими свежей американской плоти, желательно помоложе.
Этот фильм куда более серьезен, но от того, еще более страшен. Группа полусолдат (солдаты по выходным) во время учений попадают в заброшенный лес Луизианы и, по стечению обстоятельств, вступают в контры с местными жителями. В итоге местные жители медленно и с расстановкой начинают их вырезать. В это время, плохо знакомые друг с другом солдаты начинают показывать свою сущность.
Характеры каждого начинают раскрываться самым невероятным образом. Некоторые сходят с ума, другие психуют, другие наоборот находят некий стержень в своем характере. Фильм очень напряженный и из-за этого постоянного напряжения и полной неопределенности становится местами реально тревожно. Начинаешь переживать за персонажей, заботиться об их судьбе. Кроме того, местные жители, как я уже писал, представлены очень интересным образом, который отличается от их имиджа в тысячах фильмов ужасов.
По началу Южное гостеприимство (радует черный юмор в названии) напоминает нам фильм Псы войны, где солдаты также теряются в лесу, но потом все это уже куда больше похоже на другой отличный фильм с Бретом Рейнолдзом Deliverance (Освобождение). Там тоже неопытные американцы попадают в лапы Луизианским жертвам инцеста.
В Южном комфорте блистают Дэйвид Каррадайн брат Кита (Kill Bill 1 and 2), Фрэд Уорд (Tremors) и Брайон Джеймс (Blade Runner, 5th Element).
Потрясающее кино, которое можно смотреть по несколько раз, но один раз просто обязательно! Такого напряжения в фильмах нашего времени уже не увидишь.
P.S.: Ну и конечно режиссер просто потрясающий - Walter Hill. На его счету, куда великолепных фильмов, которые имеют полное право быть вами увиденными!
10 из 10
kliuv
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя макс штольц:
Админу спасибо!!! С девяностых искал этот фильм,не досмотрел тогда… Спасибо!
|
20:03 / 10.01.2013 |
|