За Маркса...
Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытаются решать свои проблемы за счет рабочих людей, обнищавших за последние годы. Главный конфликт внутри фильма между — новыми капиталистами и рабочим классом, вышедшем из советского времени. «Новыми русскими» и советскими рабочими.
Ника, 2013 год
Номинации: Лучшая мужская роль второго плана (Владимир Епифанцев)
Кинотавр, 2012 год
Номинации: Главный приз
Фильмы о человеке
У нас в Липецке, в проекте «Облака» состоялась премьера этого фильма.
- Здрасте всем! - поприветствовал нас размеренный голос Светланы Басковой прямо с лестницы. Она, по-хозяйски встав в центре аудитории, осмотрела публику, выждав и так остановившиеся на ней взгляды, начала рассказывать.
- Собственно, бессмысленно что-то говорить о фильме. Я просто хочу сказать, что именно в Липецке началось моё исследование независимых профсоюзов, о которых этот фильм. Липецк - для меня начало фильма, зарождение. В нем достаточно много разговоров и тематики профсоюзного движения. Бывают люди, которым это сложно понять. Если первые двадцать минут вы выдержите спокойно, то потом всё будет замечательно. Когда я езжу по городам, мне очень нравится слушать, что люди думают по поводу фильма: что так, а что не так, что нормально, а что не нормально, похоже или не похоже. Я сразу хочу сказать, что здесь нет документальных съёмок, всё это игровые моменты. Короче: двадцать минут выдержите, и потом будет легче смотреть. Кто уйдёт - я не обижаюсь.
Улыбнувшись, под аплодисменты закончив своё обращение, Светлана удалилась в кафе. Это простое и лёгкое напутствие к зрителям меня немного удивило. Так же, как только я увидела Светлану Баскову, незамысловато и непосредственно сидящую в уголке кафе и мирно разговаривающую по телефону. Я испытала к ней какие-то уже знакомые чувства.
По экрану двигались титры, зрители жадно улавливали в них каждое слово, и с первых же минут в аудитории была полная тишина. На протяжении всего показа лишь один момент взаимодействия зала и происходящего в фильме меня удивил. На экране буквально несколько секунд длился эпизод, где главный герой, в исполнении Сергея Пахомова, мылся после работы в заводском душе. Почти статичная картинка, где капала только вода, а актёр не производил никаких действий, совершила в зале оживление: какой-то шёпот, мутные переговоры, нелепые смешки при виде телесного низа.
В сцене не было ничего пошлого или низменного. Зато всё это было в зале. В этот момент мне показалось, что предыдущие фильмы Басковой не являются «трешёвым» продуктом, показывающим нечто отвратительное. Наоборот, всё это обличается в людях, смеющихся, смотрящих фильм через заляпанное и искаженное око души и не видящих свои пороки. Любая такая сцена снимает личину с человека. В этом смысле реакция зрителей на эпизод была показательной.
В дальнейшем подобное оживление в зале было от мата, слетающего с уст персонажа Владимира Епифанцева - хозяина завода. В фильме эта идея прослеживается по линии начитанных рабочих, обсуждающих классиков, философов, и грязно ругающихся начальников. Можно даже сказать, что это конфликт рабочей интеллигенции и низменного, циничного руководства.
Уже позднее для меня истинно раскрылись многие образы фильма, эпизоды, которые я смотрела на премьере с широко раскрытыми глазами. Как обычное малиновое варенье из разбитой банки превращается в кровь. Девушка в бардовом пальто ярким пятном является на похоронах. Схватка начальника и рабочего человека на крыше, пролившаяся кровь... В этом фильме схватка происходит каждую секунду. И даже сломленного и подавленного событиями человека, пытавшегося отомстить за своих друзей, играет сильнейший актёр - Сергей Пахомов. В этом фильме он предстал с абсолютно серьёзным, глубоким, мощным и многогранным характером, со многими оттенками переживаний. Да и, в общем, ко всем сыгранным им эпизодам можно приписать слово «сильный». Здесь он открылся совершенно иным творческим образом и, несомненно, произвёл огромное впечатление на всех. Это был его фильм, полный драматизма.
Не смотря на то, что сама Светлана говорила о небольшом количестве метафорических сцен, некоторые были очень многозначны, как, например, финальная. В ней герой Сергея Пахомова беззвучно машет руками с какой-то высокой башни. На одном из подобных обсуждений было предложено сразу несколько вариантов. Быть может, человек кричит своим союзникам «Вставайте! Вставайте!» Быть может, тёмные кадры перед этим моментом были отсылкой к уже упоминавшемуся в фильме «Чёрному квадрату» Малевича. А может быть, это было просто немое кино.
Я же подумала, что это был момент невыносимого желания кричать - такого, что силы голоса не хватает и крик не может вырваться из горла, крика нет. У самой же Светланы было очень простое, но оригинальное объяснение, которое сейчас можно понять только в контексте фильма, поэтому раньше его знать не стоит.
Тёплую атмосферу, детальность общения передаёт отличное озвучивание фильма. Например, сцена в автобусе, где каждый персонаж создаёт гудящий и бурлящий разговор. Автобус трясётся, слышно каждый скрип, каждый звук, каждый вздох - полное нахождение зрителя вместе с героями. «Нужно отдать дань звукорежиссёру. Каждый из персонажей, даже невидимый в кадре, был озвучен. Все говорили определённые фразы. Эту сцену делали, наверное, целый месяц, было очень сложно», - заметила Баскова.
В трейлере к фильму были некоторые интересные эпизоды, которые, как, потом оказалось, не вошли в него. Это многих интересовало, и режиссер объяснила их отсутствие тем, что они были слишком романтичные. Например, некие сны Пахома.
Также был вопрос о том, почему в её картинах главными героинями не являются женщины или женщин в фильме вообще нет.
- И раньше, и сейчас я хотела делать фильмы о человеке. Когда появляется женщина, понятно, что должны возникать отношения с этой женщиной, иначе, зачем ты её помещаешь в картину? Я взяла человека и решила, что это будет мужчина. Мне кажется, что вообще на мужчине лежит ответственность большая и что он может решать серьёзные вопросы. Не хотелось уходить в какую-то личную жизнь, придумывать ещё какие-то вещи, которые не интересны. Женщина должна вступать в отношения с героями, она должна быть, например, женой и ругать мужа... Не хотелось в «бытовуху» скатываться, честно говоря. Хотелось обострить трёх героев, на них остановить всё внимание и не распыляться на их личную жизнь.
- Собственно, в фильме «За Маркса...» хотелось показать переход 90-ых в наше время. Время кризиса дало очень много «взрывных» вещей, которые были скрыты до этого. Девяностые годы нанесли чудовищную травму нашему поколению. Время идёт, но надо, чтобы что-то отстоялось. Скажу вам по секрету: я очень хочу вернуться к периоду Ельцина и чеченской войны. Но обязательно должно пройти определенное количество времени, должна быть рефлексия, оценка жизнью, чтобы об этом можно было снять фильм.
8 из 10
Hlebushek_Lovky
За Маркса? Помянем?..
Начнем с того, что фильм весьма удачен.
Он обладает неотъемлемым свойством истинного искусства - непредсказуемостью. Зритель не знает, что произойдет дальше, а только предполагает: вот сейчас что-то случится, вот этот персонаж что-то часто в кадре - видимо, он сделает что-то плохое и т. д.
Но что именно произойдет и кто как себя поведет, неясно.
Второе замечательное свойство картины - отсутствие гламурности. После вылизанных кадров того же Звягинцева, который и помойку снимает с видом философской притчи, глаз отдыхает, увидев подлинный литейный цех и подлинный офис владельца этого цеха.
Третье хорошее - это появление социальной темы в российском кинематографе. Стилистически есть сходство с картинами Лидии Бобровой, но монтаж, пожалуй, поизощренней, а персонажи не изображены поголовными алкашами и доходягами, как у той.
К тому же чувствуется искренность настоящего таланта.
Короче, фильм очень прилично сделан и стоит того, чтобы посмотреть его в кинотеатре (жаль, что всего 20 копий). Дома он будет смотреться уже не так.
Теперь перейдем к критике и собственно разбору.
Прежде всего, заголовок. В фильме Маркс, как мне показалось, не упоминается. Упоминается историк М. Н. Покровский, критик Белинский, режиссер Годар - вот и вся «левая» традиция.
Если автор хотел сказать, что марксовы смыслы мертвы, и ничего сделать невозможно, эксплуатация вечна и бесконечна, так что при всей личной симпатии к независимым профсоюзным активистам осталось только выпить не чокаясь, то к автору возникают некоторые вопросы.
В частности, в фильме показана исключительно экономическая борьба. Так сказать, борьба за справедливое распределение и улучшение условий труда. Плюс еще невнятно прозвучало нечто про человеческое достоинство, в чем подспорьем оказалось письмо Белинского к Гоголю, ранее изучавшееся в средней школе, но малость подзабытое в битвах за вхождение России в мировое сообщество.
И что тут от Маркса? За справедливость боролись разные социалисты, от Гракха Бабёфа до Прудона, делали они это увлеченно и бойко, а профсоюзы были образованы в Англии задолго до возникновения Первого Интернационала, при этом околомарксистские профсоюзы сразу начали выдвигать ПОЛИТИЧЕСКИЕ, а не экономические, требования.
То бишь профсоюзы в качестве борющегося пролетариата - это не к Марксу, а к его последователям и ревизионистам: к Бернштейну и меньшевикам.
Но неудивительно такое прочтение: консультантами фильма выступили довольно мелкобуржуазные левые: Илья Будрайтскис и ярославская группа «Вперед».
Идеи Маркса были помасштабней чистых цехов и улучшения питания, почему и возникло понятие «научного социализма» - не просто в качестве самопиара, а потому что Маркс стал прослеживать и прогнозировать социально-экономические закономерности.
И вот эти закономерности режиссером не были вполне осознаны и показаны. Спасибо, конечно, что автор вообще обратился к теме расслоения и антагонизма труда и капитала - что остается центральным противоречием капиталистических обществ, но хочется большего.
По сути, решение работодателем всех проблем с помощью насилия ничего не объясняет, да и нетипично, и способно лишь нагнать тоски и страху на тех, кто вознамерится создать независимый профсоюз.
Черный квадрат в финале картины должен, видимо, символизировать непреодолимость классового антагонизма и угнетения, что явно далеко от исторического оптимизма марксистского миропонимания.
Однако, повторяю, не все сразу.
8 из 10
P.S.: Кстати, в зале людей было немного - человек 15. Однако был поздний вечер - 21:30, билеты стоили рублей 350, а кино - явно не предназначенное для налаживания отношений с противоположным полом, а сугубо проблемное. Я был явно самым старым - мне 39, все остальные - молодежь около 20-25; никто не ушел, все досмотрели до конца.
Грустный бэби
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.