За пригоршню динамита / Giù la testa
На бескрайних мексиканских просторах встречаются два «солдата удачи» - развеселый бандит Хуан Миранда, грабящий со своими детишками почтовые дилижансы, и ирландский террорист и бомбометатель Мэллори, мчащийся на своем мотоцикле навстречу опасности и оставляя позади себя воронки от разрывов динамитных шашек. Миранда мечтает использовать «взрывоопасный» талант Мэллори - для ограбления банка. Но вместо банковских сейфов он освобождает политических заложников и становится героем революции. Очень скоро друзьям предстоит забыть радости вольной жизни на полях сражений за свободу мексиканского народа...
- Персонаж Джона Маллоя был специально написан для Джейсона Робардса, а Эли Уоллах был первоначальным выбором режиссера на роль Хуана Миранды. Однако студия хотела, чтобы в фильме сыграли более известные актеры, поэтому главные роли достались Джеймсу Кобурну и Роду Стайгеру.
- По словам Серджио Леоне, Сэм Пэкинпа согласился поставить фильм, после того как с проекта ушел Питер Богданович. Однако он запросил слишком большой гонорар, и студия отказалась от его услуг.
- Кандидатуры Джейсона Робардса и Клинта Иствуда рассматривались на роль Джона.
- Изначально Малкольм Макдауэлл должен был сыграть Шона.
- В свое время Джеймсу Кобурну предлагали роли в «За пригоршню долларов» (1964) и «Однажды на Диком Западе» (1968). Когда Леоне предложил Джеймсу роль Шона, Кобурн не особо хотел сниматься в данном фильме и попросил время на размышления. Несколько дней спустя Джеймс встретился с Генри Фондой, сыгравшего в «Однажды на Диком Западе» (1968), и спросил у него, что он думает о Леоне. Фонда ответил, что считает Леоне величайшим режиссером из всех, с кем он когда-либо работал. После этого Кобурн согласился сыграть в фильме.
- Изначально Питер Богданович должен был поставить фильм, но Род Стайгер и Джеймс Кобурн потребовали от студии, чтобы режиссером стал Леоне.
- Серджио Леоне предложил Эли Уоллаху роль Хуана Миранды, но Уоллах не мог принять участие в фильме из-за занятости на других проектах. После многочисленных уговоров Леоне Эли согласился на роль и покинул другой проект. Однако к тому моменту студия уже подписала контракт с Родом Стайгером. Леоне не предложил никакой компенсации Уоллаху, поэтому последний подал в суд на производственную компанию.
- Полная версия фильма имеет хронометраж 158 минут.
«Давид» Донателло» в Италии за режиссуру (поровну с Франко Дзеффирелли / Franco Zeffirelli, постановщиком фильма «Брат Солнце и сестра Луна» / Fratello Sole, Sorella Luna).
- Революция - не светский ужин, не литературное событие, не рисунок и не вышивка, ее нельзя делать изящно и вежливо, революция - это акт насилия. (Мао Цзе Дун)
- Революция, что такое революция? Не говори мне о революции! Я все знаю о революции! И с чего она начинаются. Сперва, кто-то читает книги и приходит к тем, кто их не читает - к бедным и говорит: «Пора изменить жизнь...» Не цыкай мне, не цыкай... Я знаю, что такое революция... Те, кто читает, говорят тем, кто не читает - бедным: «Пора изменить жизнь!» И что сделают это сами бедные. А потом эти читатели садятся вокруг полированного стола и говорят, говорят... Что им нужно то, им нужно это... А что с бедными? Они мертвые! ...Это и есть твоя революция. Так что не надо о революции. А что бывает потом? Все это дерьмо начинается сначала. (Бандит Хуан)
Этот фильм - самый малоизвестный (наряду с первыми работами) в России проект Серджио Леоне. Основная причина этого видится в том, что после так называемой «Долларовой трилогии» от режиссера ждали очередного спагетти-вестерна, а получили философскую драму о революции. Причем, несмотря на то, что события фильма происходят на фоне революции в Мексике (1910 - 1917) Леоне взял за основу Революцию в общем, как событие, не имеющее временных и территориальных рамок. Потому о достоверном изображении конкретно взятой гражданской войны в Мексике начала двадцатого века можно забыть. Помимо использования в военных действиях еще не изобретенного оружия и средств передвижения это выразилось в вовлечении в Революцию главных героев фильма, что в свою очередь привело к значительным последствиям в развитии событий и оказало большое влияние на изображенные в фильме военные действия. Вместо развлекательного приключенческого зрелища Леоне рассказал историю о судьбах людей, так или иначе вовлеченных в борьбу за свободу, чего массовый зритель никак не мог ожидать. Возможно, свой вклад внесли и политические темы, раскрытые в фильме, они никак не могли в те годы прийтись по вкусу тем, кто решал какое именно кино с Запада, будет смотреть советский зритель.
Хуан Миранда - обычный мексиканский бандит, грабящий всех, кто обладает хоть каким-то богатством, вместе со всей своей семьей. Он не обучен грамоте, он не интересуется политикой, ему и дела нет до военных переворотов в родной стране, однако у него есть свое мнение относительно революции, в общем. Его мечта - ограбить банк в Меса-Верде. Ему не нужна та свобода, за которую борются повстанцы, ведь он и так свободен как птица.
Джон Мэллори - бывший солдат Ирландской Республиканской Армии. Специалист-взрывник. Или можно сказать проще - террорист. За его плечами уже много лет своеобразных боевых действий за освобождение Северной Ирландии от власти англичан. Но после одного инцидента, о котором он никогда не сможет забыть, он решил, что революции с него достаточно и теперь он ищет в горах Мексики серебро при помощи динамита. Ему и дела нет до конфликтов в стране за тысячи миль от его Родины.
- Что такое Родина? Я и моя семья - вот моя Родина.
- Твоя Родина - это еще помещики, губернатор и саранча в форме. И эта революция тоже...
Два совершенно разных характера встретились и по воле судьбы приняли действенное участие в Революции. Впрочем, двигали ими совершенно разные мотивы. Хуан хотел лишь при помощи динамита осуществить свою мечту, а Джон совершенно не хотел ему в этом содействовать. Он просто хотел жить дальше, забыв о прошлом. Но вмешательство в его дела Миранды привело к тому, что теперь он на стороне повстанцев и участвует в плане по освобождению Меса-Верде от сил правительства. А в отместку Хуану, не раскрывая деталей, привлекает его в освобождение политических заключенных, что делает последнего великим героем Революции. Против собственной воли.
Лишь поначалу фильм походит на предыдущие работы Леоне. Пустыня, перестрелки, дилижанс и грабители, интересные и харизматичные персонажи. А далее драма двух людей на фоне трагедий сотен тысяч. Простой бандит вопреки своим желаниям становится героем, освободителем Мексики. И испытывает на себе все тяготы гражданской войны. Несмотря на все его жизненные взгляды, события разворачиваются так как он и говорил - бедные умирают. Причем, не осознавая до конца, за что же именно. Даже если им и не нужна эта свобода, страдают обычные люди. А убежденный революционер увидит оборотную сторону войны за свободу. И поймет, что неграмотный бандит прав. И что все его идеалы - ничто. И книга Михаила Бакунина «Патриотизм» летит в грязь на мексиканской земле. А в это время вокруг сотнями расстреливают всех, кто не согласен с правящим режимом.
- Раньше я верил во многое. И как верил... Но сейчас я верю только в динамит.
- Похоже, революционеры есть везде - они как мухи.
Если говорить о том, как снят фильм, то все в стиле предыдущих работ. Все те же малореалистичные и зрелищные перестрелки, все тоже обилие крупных планов. Снова во главе фильма интересные личности со своими твердыми убеждениями. И все та же невысокая цена жизни человека. И как водится - отличное воплощение актерами своих персонажей. Род Стайгер и Джеймс Кобурн великолепно справились со своей задачей и не сыграли, а прожили жизни своих героев. Их заслуга в высокой оценке зрителей тем более велика, что перед началом съемок не была прописана и половина диалогов. И большая их часть в итоге стала импровизацией актеров. Дружба, не сразу зародившаяся в главных героях - очень интересный ход режиссера. Поначалу очень разные во всем характеры через все испытания приходят к общему пониманию и восприятию событий. В финале Джон и Хуан уже не люди с противоположными взглядами на жизнь, а настоящие друзья. А раз два человека различными путями пришли к одному заключению, значит оно верно. И Революция в этом фильме - то Зло, которому можно противостоять лишь объединенному человечеству...
В целом, «За пригоршню динамита» - очень любопытный проект Серджио Леоне, имеющий с его предыдущими работами очень мало общего по своему наполнению.
Ниллган
Великий режиссер Сержио Леоне в первую очередь - творец вестернов. Их можно четко поделить на две группы - вестерны с Клинтом Иствудом и без. Именно тот актер, которому Сержио предпочитал Джеймса Кобурна и Рода Стайгера, стал величайшим открытием режиссера. Фильмы Леоне очень помогли Клинту, ранее малоизвестному актеру третьесортных фильмов, стать тем, кто он есть. Невозможно сказать точно, какие фильмы лучше - «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой» или «За пригоршню динамита» и «Однажды на Диком Западе».
Три первые фильма создавались под контролем продюсеров. Они намного проще философски, не затрагивают социальные проблемы; сценарий более стильный; экшена больше и духа Дикого Запада. Два последних вестерна, при создании которых у режиссера было куда больше творческой свободы, разительно отличаются.
У обоих фильмов запутанный, затянутый сюжет, который ничуть не делает их хуже. Очень хорошо развиты характеры, они являются здесь центром повествования. Художественные средства многочисленные и сильные: это и натурализм, как в первых кадрах, и огромные рты во весь экран как способы создания абсолютно плотских, бездушных образов; лица крупным планом для усиления психологизма. Вообще, фильм по своей структуре сильно похож на полотна французов Новой волны.
Герои «За пригоршню динамита» разительно отличаются от Человека Без Имени. Он воплощал идеальный образ ковбоя Дикого Запада, а характеры Кобурна и Стайгера реалистичны до предела. Леоне даже смеется над образом крутого ковбоя и рушит его в истории с мотоциклом, когда герой Кобурна ничего не может поделать перед нежеланием Стайгера его отпустить.
Вообще, сложно сказать, кто харизматичнее - Род Стайгер или Джеймс Кобурн. Образ Кобурна - это как более реальное воплощение, продолжение, в каком-то смысле, взросление Человека Без Имени. Это крутой, угрюмый, умный одиночка с суровой судьбой, не лишенный очарования и природного шарма, с прошлым, которое перебило его жизнь.
Характер, воплощенный Стайгером - человек из народа, профессиональный разбойник, мексиканец, который в состоянии прокормить своих детей, пусть даже научив их убивать. Его взгляды на жизнь кажутся немного наивными и смешными, но он, оказавшись самым правым в своем мировоззрении, просто не очень хорошо выражает свои мысли. Он меняет взгляды куда больше знакомого с политикой героя Кобурна.
Он типичный представитель народа - и потому он прав. Его характер на протяжении фильма претерпевает гораздо большие изменения. В начале ему не хватает храбрости - чтобы пойти против армии - а потом он чуть ли не добровольно идет на смерть. Его спасает мужская дружба - этому замечательному явлению отдана вторая половина фильма. Как и все многочисленные проблемы, поставленные Леоне, она искусно раскрыта.
«За пригоршню динамита» - шедевр. По искренности и сложности чувств с этой картиной мало какие фильмы могут сравниться. А последние сцена и слова Кобурна - «Прикурить не найдется?» - вообще один из моих любимых фрагментов в кино.
Shelevta
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.