Завещание доктора Мабузе / Das Testament des Dr. Mabuse
Если в первом фильме — «Доктор Мабузе, игрок» (1922) — злодей совершал преступления ради собственного обогащения, в этом он пошел дальше. Он даже заявляет: «Государство — это я!» Впрочем, чего не скажет душевнобольной?
Мабузе заперт в стенах психиатрической клиники, где он, как одержимый, разрабатывает многочисленные планы разбойных операций. И его конспекты не пропадают зря, они служат руководством к действию… главврачу Бауму: днем он — добрый доктор для своих пациентов, а ночью воплощает преступные идеи Мабузе в жизнь.
Трейлер 1
- Это второй звуковой фильм Фрица Ланга и последний, снятый им до отъезда из гитлеровской Германии.
- 29 марта 1933 года фильм был запрещен берлинской цензурой по причине его угрозы общественному порядку и безопасности.
Жестокий, но хитрый. Хитрый, но жестокий
Судьба Фрица Ланга неразрывно связана с его фильмами. Больше того, с ними была связана социально-политическая судьба Германии до- и послевоенного периода. Немногим больше чем за десять лет им были созданы самые значительные, эпохальные работы, начиная с первой части трилогии об одном из лучших суперпреступников кинематографа и заканчивая её продолжением. По иронии судьбы, именно вторая часть, вышедшая уже при господстве национал-социалистов, круто изменила биографию Ланга, а вместе с ней, и характер его дальнейшего творчества, став последним фильмом, снятым у себя на родине. Примечательно, что сам Ланг не планировал возвращаться к бывшей теме, решающую роль здесь сыграл будущий продюсер Сеймур Небензал, еврейское происхождение которого стало одной из главных причин запрета «Завещания...» на территории фашистской Германии.
Имя доктора Мабузе, ставшее нарицательным благодаря огромному успеху одноимённого немого фильма, теперь снова выходит на передний план с ещё большим значением, нежели раньше и это - настоящий парадокс, ведь кажется, что он уже не опасен для общества, скорее, лишь для самого себя. Однако, когда за дело берутся мастер режиссуры Ланг и Норберт Жак с Теа фон Харбоу в качестве идейных вдохновителей, самая простая ситуация грозит обернуться беспрецендентным по масштабам и значению явлением. Тема массового уничтожения, доселе казавшаяся лишь фантастической идеей-фикс, проявившейся в воспалённом сознании одного феноменально талантливого злодея, уже начинает воплощаться в жизнь. Зловещая сила снова атакует и теперь уже как никогда сложно остановить запущенный невидимой десницей механизм превращения цивилизованного мира в хаос. В городах похищаются взрывчатка и отравляющие вещества, совершаются разбойные нападения на ювелирные магазины и другие общественные объекты, убийства. Строгая иерархия исполнителей и безусловное подчинение. Ужасающие материалы берлинской прессы нашли своё отражение на экране.
В «Завещании...», по сути, соблюдается баланс между подлинным реализмом и экспрессионизмом, уравновешивающими друг друга. Безумие, как и грипп, оказывается весьма заразным. Сразу три персонажа - Мабузе, Гофмейстер, а затем и доктор Крамм - теряют своё душевное спокойствие. С помощью различных аудиовизуальных приёмов, зрителям предлагается прочувствовать эту атмосферу. Со времени первой части музыкальное сопровождение фильма претерпело существенные изменения. Прежняя инструментальная экспрессия сменяется аффективным звуковым рядом, подчас дисгармонирующим с картинкой. Пребывающий в страхе город, отнюдь не похожий на величественный Метрополис, зловеще шумит и содрогается, словно предчувствуя грядущие бедствия заражённой псевдоидеологией Германии.
В плане актёрского состава фильм несколько уступает предыдущей части. Кляйн-Рогге сыграл здесь, скорее, символическую роль. Место его сообщников заняли новые лица, но вряд ли нужно искать среди них выдающиеся образы. Гораздо интереснее выглядит персонаж в исполнении Отто Вернике - комиссар Ломанн, словно шагнувший из фильма «М» и столь непохожий на прокурора вон Венка. Однако, именно этот, внешне забавный и брутальный, актёр как нельзя лучше воплощает дух криминальной полиции времён гангстерских 30-х. Именно его игра придаёт мрачному по сути фильму яркую окраску.
«Завещание доктора Мабузе», при всех его особенностях, принадлежит к числу наиболее ярких произведений довоенного европейского кино. По нему, как и по другим работам Фрица Ланга, снятым в Германии, можно рассматривать развитие социально-политического и культурного процессов в этой стране и их трансформацию. Именно первые две части стали настоящей классикой, своего рода азбукой для последующих поколений режиссёров. Все последующие картины о Мабузе, в том числе условная третья часть, снятая самим Лангом, остались лишь попытками коммерциализировать культовый бренд.
Saart
Этот человек был когда-то доктором Мабузе
Насколько мне понравился первый фильм, настолько же мне понравился и этот, только умноженный на два. Пожалуй, Ланг превзошел самого себя и сделал что-то большее, чем просто шедевр. Я смотрел его с такой жаждой, что каждый новый кадр был словно лакомый кусок. Удивительно, это всего второй звуковой фильм режиссера, а он смог выжать из него все, на что был способен кинематограф того времени.
На этот раз история разворачивается немного в другом ключе: Доктор Мабузе содержится в психиатрической больнице, но его мозг продолжает придумывать коварные преступные планы, которые кто-то воплощает в жизнь. Доктор Мабузе не просто человек, его навязчивые идеи и холодная логика продолжают захватывать мир даже, когда он сам находится в беспомощном состоянии, запертым в четырех стенах. Масштабы его влияния кажутся намного глобальнее, чем даже в первом фильме, это и придает картине такой немалый размах.
И как водится, преступления нужно раскрыть и за это дело берется комиссар Ломан в исполнении неподражаемого Отто Вернике. Кстати, в предыдущем фильме Ланга «М» он так же играл инспектора Ломана. Пожалуй, этот персонаж заслуживает отдельного внимания, он получился одним из самых ярких героев фильма, этакий большой неповоротливый грубиян, вечно с сигарой в зубах, но в то же время у него невероятное чутье и ум, и он способен на отважные поступки. Банда Мабузе получилась не такая яркая как в предыдущем фильме, но тоже очень колоритная. Вообще в фильме множество интересных персонажей, так что уйдет много времени, что бы всех похвалить.
Это, пожалуй, один из лучших детективов, что я видел. Динамика, напряжение, накал страстей - все выстроено как полагается. Операторская работа и монтаж можно просто на выставку отправлять, для меня они выше всяких похвал. Сколько идей он дал режиссерам последующих поколений сосчитать невозможно.
10 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.