Жена керосинщика
Один из братьев оперировал мальчика. Другой ему ассистировал. Понадобилось переливание крови. Дорожа мгновением, хирург не проверил поданный ассистентом материал и влил больному кровь не той группы. Ребенок умер. Жизнь братьев резко изменилась. Один стал керосинщиком, другой — председателем горсовета.
Главный приз среди странных фильмов на МКФ
фантастического кино в Авориазе в 1990 году.
Ника, 1990 год
Номинации (1):
Лучшая операторская работа (Алексей Родионов)
Мы поедем в Семикаракоры
Когда люди одной культуры покидают свою землю, а на неё приходят другие, когда пристанищем для духа ушедших становятся руины, а вновь прибывшие ратуют за бездуховность, когда хоромы становятся коммуналками, а скверы - пустырями, тогда помешательство становится неотъемлемой частью существования. Куски реальности иногда всплывают, но так редко и разрозненно, что цельной картины не видать.
И в этот мрачный город, получив анонимный донос на главу горисполкома, Сергея Удальцова (Александр Балуев), из центра прибывает следователь прокуратуры (Витаутас Паукште). Но чтобы вести своё расследование, ему необходимо разобраться в происходящем. Но как это сделать, если люди здесь сплошь и рядом помешанные? Какой-то чудак по кличке «чапаевец» кирпичом разбивает окно в кабинете председателя. Другой развозит на своём мотоцикле керосин и радуется грошам, которые получает единственно из жалости, третья видит в куче горящего мусора фонтан... Святой отец полузапрещенной Православной церкви, курит, пьёт горькую и ведет себя не соответственно своему сану.
Во всём этом следователь начинает обнаруживать какие-то закономерности, но они каждый раз оборачиваются совершенными алогизмами. И вот, под конец, вроде разобравшись в происходящем и закрыв дело, он всё же заметно корректирует свой раппорт. Потому что в этом городе ничего нельзя воспринимать с позиции объяснённой и логичной реальности.
Я не вижу абсолютно никакого смысла в пересказе сюжета, ибо сказанное словами не даст никакого представления о происходящем на экране. Фильм, по сути - отсылка к библейским сюжетам, к литературе, в частности к Кафке, Шопенгауэру, Канту (обратите внимание на упоминание в картине о последнем из перечисленных деятелей, это многое проясняет), а так же смесь всего этого в сознании самого Кайдановского.
Так же хотелось бы сказать, что я еще не видел фильма, в котором можно было бы найти столько разных смыслов, каждый из которых вполне подходит и довольно гармонично смотрится. В этом смысле Кайдановский может потягаться с Линчем... Одним словом, кино очень смысловое, однако его нужно смотреть в определённом состоянии духа, иначе не пойдёт. Мы посмотрели со второй попытки.
Ко всему вышесказанному добавлю, что фильм получил гран-при на МКФ фантастического кино и фильмов ужасов в Авориазе-90 в категории «странные фильмы», и это еще один аргумент в пользу данной картины. Настоятельно рекомендую посмотреть «Жену керосинщика» всем любителям экспериментального сюрреалистического кинематографа.
10 из 10
Shedum
Керосин развожу...
Этот тяжелый для просмотра и анализа фильм сложно назвать выдающимся, но безусловными являются два факта: первое - Кайдановскому удалось в этом фильме создать очень своеобразную тягучую, мрачноватую атмосферу, второе - ряд зрителей в эту атмосферу безусловно втянутся и получат большое удовольствие от просмотра.
Лично я втянулся в атмосферу «Жены керосинщика» наполовину - отдельные моменты (почти всё, что связано с керосинщиком, горящий музыкант, монолог о памятниках, сцена в сумасшедшем доме) были очень яркими и втягивали в фильм, но в общую картину все сюжетные перепетии и мистические перфомансы как-то не складывались, и это мешало погрузиться в фильм с головой. Да, задача режиссера, снимающего мистику, заставить зрителя вообще отключить разум - это задача очень тяжелая, поэтому мистику не умеет снимать почти никто. Линчу отключение разума удается блестяще, Кайдановскому оно удалось в этом фильме наполовину, что конечно тоже достижение, поскольку большинству режиссеров это не удается вообще.
С другой стороны Кайдановский возможно и не ставил задачу отключить у зрителей рациональное мышление. Зачем тогда эти натянутые и не всегда уместные отсылки к Шопенгауэру с его фразой «Победа - это истина подлецов» и к «Критике чистого разума» Канта? Зачем явные антисоветские выпады (хотя вот они были довольно в тему)? Сложилось впечатление, что режиссер хотел объять необъятное - заинтриговать и поразить чувства мистикой и тут же дать пищу для размышлений. В этом я вижу двойственность фильма, которая делает его слишком тяжеловесным и мешает его цельному восприятию. Это тем более вызывает сожаление, потому что мистическая составляющая фильма в отличие от рациональной реализована местами просто блестяще.
Тем не менее фильм получился атмосферным. Сравнительно простой сюжет о приезде следователя в маленький городок для расследования обвинения местной «шишки» во взяточничестве обрастает и всё больше запутывается в паутине из странных героев, странных поступков, мистических переживаний, ощущений абсурдности всего происходящего. Поразительно хорош Керосинщик в исполнении молодого Александра Балуева, почти все сцены с ним от дергающих за душу выкриков «Керосин развожу!» до ползания по-пластунски по грязному снегу с нашептыванием некролога Сталину сыграны замечательно. Хороши почти все второстепенные герои - воры, старики, нищие, безумцы - их в этом фильме множество.
Резюмирую - хороший атмосферный фильм с прекрасной мистической составляющей и возможно слишком тяжеловесной и притянутой за уши интеллектуальной. Конечно, безумно жалко, что режиссерская карьера Кайдановского оборвалась так быстро, поскольку в этом фильме прекрасный актер сумел продемонстрировать свой богатый потенциал в качестве режиссера.
magerson
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.