Голубая бездна / Le grand bleu
Два приятеля - Жак Майоль и Энцо Молинари - живут на берегу Средиземного моря. С детства они известны как страстные ныряльщики, вечно соперничающие друг с другом, и влюбленные в море юноши. Проходят годы, и Энцо, ставший чемпионом по глубинному погружению без акваланга, вновь встречается с Жаком, который теперь работает водолазом в Перу. Былой спор не забыт, и молодые люди, как прежде, готовы поспорить, кто из них лучший ныряльщик. Голубая бездна, смысл их жизни, манит друзей все глубже и глубже, туда, откуда уже нет возврата. © tvcok.ru
- Роль в фильме стала последней для известного американского актёра Пола Шенара. Он умер от СПИДа в возрасте 53 лет 11 октября 1989 года.
- Большая часть съёмок фильма прошла на архипелаге Киклады в Греции (остров Аморгос).
- «Голубая бездна» стала одним из самых успешных французских фильмов 80-х. Кинопрокат картины продолжался целый год, и за это время её посмотрели 9,2 млн французских зрителей.
- Основой для фильма послужили реальные соперничество и дружба рекордсменов ныряльщиков француза Жака Майоля (1927-2001) и итальянца Энцо Майорки (р. 1931). Последний в фильме получил слегка изменённое имя Энцо Молинариаса. В отличие от фильма, их разделяла четырехлетняя разница в возрасте и они никогда не соревновались лицом к лицу.
- Жак Майоль работал в тесном контакте с создателями картины, выступая в роли технического консультанта.
- Особенно изнурительными оказались подъёмные съёмки по пятнадцать погружений каждый день. Все сцены в них снимались без привлечения дублеров.
- Подводные съёмки с дельфинами снимались на Виргинских островах. Сами дельфины были доставлены по воздуху из дельфинария, расположенного на островке Грасси Ки у побережья Флориды.
- Режиссёр Люк Бессон появляется в камео в качестве одного из ныряльщиков.
- Люк Бессон долго не мог найти идеального актёра на роль Жака Майоля. Его первоначальным выбором был Кристофер Ламберт, который предпочёл сняться в криминальной драме «Сицилиец» (1987) Майкла Чимино. Следующим в списке был Микки Рурк, отклонивший предложение из-за боязни глубоководных погружений. Отказом ответили также Жерар Ланвен и Мэл Гибсон. В итоге ключевая роль досталась совершенно неизвестному на тот момент Жан-Марку Барру.
- Для американского кинопроката фильм подвергся серьёзному перемонтажу. Был полностью изменён его финал, а получивший хвалебные отзывы критиков саундтрек Эрика Серра заменили на специально написанную для американского релиза версию Била Конти.
- Оригинальная французская версия имела хронометраж 132 минуты. Первоначальная американская версия была продолжительностью 119 минут, получив рейтинг «PG-13». После перемонтажа она сократилась до 118 минут, добившись ещё более мягкого рейтинга «PG». Такой же продолжительности была шедшая в других странах Европы версия картины. Самая полная режиссёрская версия шла 168 минут и получила в США жёсткий рейтинг «R».
Сезар, 1989 год - Победитель:
Лучший звук
Лучший саундтрек
- Номинации:
Лучший фильм
Лучший актер (Жан-Марк Барр)
Лучший актер второго плана (Жан Рено)
Лучший режиссер (Люк Бессон)
Лучшая работа оператора
Лучший постер
Два друга - Энцо Молинари и Жак Майоль - вместе росли на одном из греческих островов. Отец Жака, ныряльщик, погиб при сборе устриц из-за неисправности водолазного оборудования. Проходят годы, мальчики уже выросли и снова встречаются после нескольких лет разлуки. Оба стали ныряльщиками на глубину без воздуха, и соревнование на чемпионатах мира практически ведется только между ними.
Симпатичная работница страхового агентства Джоан, влюбляется в Жака с первого взгляда и едет за ним из Перу в Сицилию, где и становится свидетельницей начала опасного поединка между друзьями. От Жака она уже ждет ребенка. А друзья погружаются все на большую и большую глубину. Пройдена отметка в 120 метров. Для Жака и Энцо голубая бездна лучше, чем жизнь на земле.
Совсем недавно узнал, уже после просмотра этого фильма, что Люк Бессон всегда грезил о море.
Он родился в семье инструкторов компании Club Med по подводному плаванию. В детстве Люк очень увлекался нырянием и подводной фотосъемкой, и очень хотел стать специалистом по дельфинам, но из-за какой-то травмы его мечте не суждено было сбыться. Расставшись с ней начал увлекаться кинематографом и впоследствии связал свою жизнь именно с ним. Но как мы видим из картины «Голубая бездна» Бессон не перестал бредить морем.
По логике этот фильм должен был стать общепризнанным шедевром, получить хваленые отзывы критиков, собрать кучу наград и заполучить статус культового среди поклонников режиссёра. Но всё случилось наоборот. В прокате картина с треском провалилась, получила разгромную критику, взяла лишь два Сезара (за прекрасную музыку и за визуальные эффекты), да и зрители не удостоили картину должным вниманием, о чём говорит рейтинг IMDB 7,4, к примеру, у фильма «Человек-паук 2» рейтинг 7.7. Да и вообще, некоторые поклонники творчества этого режиссёра, скорее всего даже не знают про «Голубую бездну», а большинство тех, кто знает, вероятно, не собираются смотреть её
Видимо игнорирование картины по всем параметрам ударило по Бессону. Прострелило его сердце и убило в нём художника. В итоге после бездны последовал «Леон», очень интересный фильм с неким смыслом, но уже стоящий на порядок ниже «Бездны».
Затем вышел «Пятый элемент»- красивая и интересная сказка, но уже стояла на порядок ниже «Леона». Потом была ещё пара режиссёрских работ и Бессон переклассифицировался в продюсера. Под его началом вышли десятки фильмов, и единицы из них достойны внимания, остальные являются полной чушью.
Но давайте не будем о грустном, а перейдём к разбору этой замечательной картины.
Картина очень трогательна. В некоторых моментах надо держаться, дабы не проронить слезу. Каждый кадр наполнен очарованием, красотой. Плюс необычный шарм картине создаёт прекрасная музыка, делающая некоторые эпизоды ещё красивее.
Если во время просмотра, зритель поймёт фильм, прочувствуется им, то уже никак не сможет оторваться от экрана. Он будит вкушать каждый кадр, чувствовать то же самое, что и чувствуют герои картины, будет погружаться с ними всё глубже и глубже.
Видно, что режиссёр не просто работал, он наслаждался. Он мечтал. Именно «Голубая бездна» по сути, является отражением грёз Бессона, а герои картины фактически отражение самого него.
К этому нельзя относиться равнодушно! В течении трёх часов режиссёр изливает всю душу перед зрителем, показывает своё внутренний мир, свои мысли. Пытается показать зрителю, чем так его и многих подобных ему людей так привлекают невиданные глубины. Заставляет взглянуть на океан ни как на огромное скопление воды, а как на что-то величественное, загадочное, бесконечное.
Помимо гениальной режиссуры, прекрасной музыки, и необычайной красоты, в картине ест ещё и великолепные актёрские работы. Все герои вжились в свои роли и сделали картину ещё более прекрасной, помогли режиссёру донести свои мысли до зрителя.
Жак-Марк Барр просто неотразим. Его герой Жак Майоль, человек отрешённый от мира. Ему скучно на земле, у него практически нет знакомых. Ему трудно любить.
Да, он влюбляется в Джоану, но не может быть рядом с ней, так как не живёт на земле. Такие понятия как человеческая семья и дом на суше для него не существуют. Его семья - морские дельфины. Его дом там, где вода перестает быть синей, где от неба остаются лишь воспоминания.
Жак-Марк Барр просто невероятно сыграл. Он настолько вжился в своего персонажа, настолько пропитался его чувствами, что создаётся ощущение, что этот актёр тоже любит море.
А его плач нечто! Он так убедительно рыдал под прекрасную и тихую музыку, что я чуть было, не прослезился. Я, далёкий от сентиментальности циник.
Жан Рено тоже проявил себя. Вообще Рено один из моих любимых актёров.
Его персонаж Энцо Молинари тоже любит море. Но этой любви мешает чувство быть первым во всём. Даже когда кончаются соревнования, даже перед угрозой погибнуть, он желает доказать, что является первым. Доказать в первую очередь себе. Но всё-таки он хороший человек. Он заботится о Жаке, по-своему любит его.
И какими бы разными они не были, их объединяет одно - тяга к морю. И, на мой взгляд, в конце Энцо смог преодолеть своё чувство быть первым и окончательно слился с морем.
Рено бесподобен, он тоже вжился в своего персонажа. Это, безусловно, одна из лучших его ролей, да что я говорю, лучшая его роль.
Розана Аркетт тоже не осталась в стороне. Её героиня Джоан влюбляется в Жака, но любить ей будет сложно. Ведь как я уже сказал, Жак отрешён от мира, и не может жить с ней вместе. Но Джоан всё ровно любит его, очень сильно.
Акркетт проявила себя. Я в её любовь поверил.
В итоге шедевр. Прекрасная романтическая драма, наполненная очарованием. Лучшая работа Бессона, открывающая его как художника и как мечтателя.
Перейду к уже не имеющим смысла оценкам.
Темп картины: Плавный.
Зрелищность: 9 из 10 Завораживающая красота.
Сценарий: 9 из 10
Режиссура: 10 из 10
Актёрская игра: 10 из 10
Особенности картины: отражение мечты режиссёра
Вид картины (умное, развлекательное, коммерческое, псевдоумное): Умное
В итоге: Лучший фильм Бессона.
Общая оценка (Шедевр, Великолепно, Хорошо, Средне, Плохо, Ужасно, «Шедевр»)
Шедевр.
†Wolf†
Истина где-то там...
Кажется, что там нет ничего - пустота. Для одних - безмолвная и пугающая, для других - неизведанная и манящая. Голубая бездна. Мы не догадываемся о том, что там, внизу. Более того - нам всё равно, для нас это не имеет никакого значения. Мы проживём всю свою жизнь, долгую и счастливую, размеренную и спокойную, не задумываясь о тех тайнах, что хранятся там, на глубине сотен метров. Но они - другие. Для них это - всё, это - мечта, это - смысл, это - судьба. Жизнь на суше для них - самообман и скука. Их манит не море и не океан, их зовёт - голубая бездна.
Они - это два друга-врага, знакомые с детства, связанные общей страстью и не ведающие иной жизни. И зачем? Когда есть эта голубая вода, шепчущая тебе о своих тайнах, готовая поделиться самым сокровенным с теми, кто захочет её услышать, кто способен её понять; когда есть эта странная для нас мечта, идея фикс, нырнуть как можно глубже, так глубоко, насколько это вообще возможно. А больше ничего им и не надо.
В основе этой картины - типичное противостояние двух нетипичных людей. Любимый Бессоном Жан Рено - харизматичный и упёртый, и Жан-Марк Барр - загадочный и романтичный. Для них жизнь - как борьба, как соревнование, а победа - как награда, единственно необходимая. Ради этого - хочется жить, двигаться вперёд, мечтать, любить, страдать. Они как два одержимых одной общей идеей, но только внешне у них одна цель. На самом деле, стремление героя Рено Энцо и мечта героя Барра Жака - совершенно разные по своей природе вещи. Энцо одержим победой, а Жак - самой идеей. Несмотря ни на что, герой Жана Рено - реалист, герой Барра - типичный романтик. Такие как он украшают эту жизнь, но редко обретают простое житейское счастье. Впрочем, они счастливы, но только по-своему, потому что чувствуют всё немного иначе.
Когда-то Люк Бессон просто снимал кино - самобытное и прекрасное, обычное и необыкновенное одновременно. Le grand bleu - один из таких фильмов. В нём нет ни Анн Парийо, ни Милы Йовович, двух муз великого француза. В нём нет космических перестрелок, бешеных гонок и захватывающего действия. В нём есть душа - синяя щемящая тоска по недостижимой голубой мечте.
Несмотря на то, что эта лента не так популярна, как прославившие Бессона «Леон» и «Пятый элемент» и даже менее известна, чем неудавшаяся «Жанна д'Арк» и позже адаптированная под сериал «Никита», она, по мнению некоторых, по праву может считаться лучшей в фильмографии режиссёра. Это двухчасовое путешествие в другой мир и вся его прелесть в том, что этот мир реален.
Операторская работа Карло Варини как всегда на высоте, музыка бессменного соавтора Бессона Эрика Сера вновь завораживает - вместе с мастерски проделанной работой режиссёра они обеспечивают на треть успех картины и способствуют созданию незабываемого произведения киноискусства. Однако главное достоинство ленты - это актёры - Жан-Марк Барр и Жан Рено (пожалуй, его стоит назвать всё же вторым). Созданные ими образы колоритны, каждый - выпуклый характер, запоминающийся и яркий. Их можно любить, а можно ненавидеть, им можно сопереживать и их можно порицать. Они вызывают эмоции, потому что они - живые и настоящие. Им веришь.
Они похожи на вечных странников, но если Жак знает куда он идёт и зачем, то Энцо просто следует за ним, словно боится в чём-то уступить своему заклятому врагу (или лучшему другу). Нельзя отказать ему в праве на мечту, на стремление найти себя или в желании постичь неведомое, однако стоит лишь взглянуть в глаза Жака и понимаешь, что всё это не то...
Ты думаешь, что там нет ничего - лишь пустота. И разве может там быть жизнь? Но он уходит туда вновь и вновь. Он уходит туда, чтобы однажды вернуться. Домой. Только где он, его дом? Быть может там, на глубине сотен метров, в голубой бездне.
Desert Rose, пусть мечта станет явью
Macabre
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Semtex:
Смотрел,смотрел… Выключил! Надоел!
|
15:18 / 02.12.2013 |
|