Мандерлей / Manderlay

Мандерлей
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 16 Май 2005
Режиссёр: Ларс фон Триер
Продолжительность: 2:19
Просмотрели: 968

Вторая часть «американской» трилогии Ларса фон Триера, начатой «Догвиллем». Через два месяца после описанных в «Догвилле» событий, Грейс оказывается на плантации в Алабаме, где рабочие не знают, что рабство было отменено 70 лет назад. Сам Триер говорит о своем проекте так: «Я ожидаю, что мой фильм объединит ку-клукс-клан и цветных, потому что и те, и другие захотят после этого меня убить».

Трейлер [Кинопоиск]

Трейлер [Youtube]

«Мандерлей» (англ. Manderlay) - второй после «Догвилля» фильм в кинотрилогии Ларса Фон Триера «США - страна возможностей» («USA - Land of Opportunities») . Фильм посвящён теме рабства.

 

  • Изначально предполагалось, что Николь Кидман, сыгравшая Грейс в фильме «Догвилль» (2003), исполнит эту роль и в двух других фильмах трилогии «США - Страна Возможностей». Однако в июле 2003 года Николь Кидман покинула проект, участие в котором вступило в противоречие с ее другими творческими планами.
  • В роли доктора Гектора первоначально начал сниматься американский актер Джон Райли, однако он в разгар съемок внезапно покинул проект.
  • Известный американский чернокожий актер Дэнни Гловер, сыгравший одного из рабов, поначалу отказался от роли, однако повторное предложение принял.
  • Джеймс Каан, сыгравший роль отца Грейс в «Догвилле» (2003), заявил в интервью, что он отказался от участия в сиквеле по двум причинам: во-первых, потому что из проекта выбыла Николь Кидман; а во-вторых, потому что он чувствовал, что Ларс фон Триер, по словам актера, «настроен очень антиамерикански, так что пошел он... Я настроен очень проамерикански. Я консерватор - в основном».

Награды и ноинации:

Кинопремия «European Film Award 2005»
Номинации:
Лучшая операторская работа
Лучший композитор
Лучшая работа художника
Кинопремия «Bodil Awards 2006»
Номинации:
Лучший датский фильм
Кинофестиваль «58-й Каннский кинофестиваль 2005»
Номинации:
Золотая пальмовая ветвь

Действие ленты происходит после событий, описанных в «Догвилле». Грейс с отцом решают переехать на юг страны и отправляются на поиски нового дома. Судьба заносит их в район плантации Мандерлей. Они обнаруживают, что несмотря на то, что рабство отменили уже более 60 лет назад (на дворе 1933 год), чёрные до сих пор живут здесь в жесточайших условиях и по-прежнему подвергаются гнёту со стороны белых «хозяев»...

Разбирая Америку

Ларс Триер разбирает Америку, возможно, так же, как и пару веков назад скептически настроенные старшие братья в европейских семьях с сарказмом обмусоливали за кружкой эля последние известия из Нового Света, почерпнутые из писем своих непоседливых младших, упорхнувших за океан, будучи не в силах ждать папиного наследства. Так, презрительно хмыкая, судили они издалека, из уютного быта низеньких домиков о происходящих где-то там великих событиях, о становлении пока еще неоперившейся, но уже очень шумной и прожорливой империи.

Конечно, Триер не просто сплетничает или насмехается. Этот европейский сноб и интеллектуал, не из лишней скромности присовокупивший лаконично-благородное «фон» к своему имени, в своей американской эпохальной трилогии делает подробный художественный анализ процесса становления великой Американской Демократии. Триер нашел необычайно точную, на мой взгляд, метафору, отображающую эту Демократию: суровая гоп-компания кочующих по стране в шикарных, мерцающих хромом «студебеккерах» (или «паккардах») гангстеров. Заправляет этим мрачным сообществом волевой, хладнокровный и прагматичный циник Отец (Уильям Дефо). Его хрупкая, наивная идеалистка дочь Грейс (Брайс Даллас Хауард) тоже с ним, она воплощает сердце Демократии. Недальновидное, сентиментальное, беспомощное. А он - разум, воля и действие. Грейс - нежная овечья шкура этого стального волка, ненужная, но красивая кожа терминатора, благодаря которой он притворяется человеком. Их семейный симбиоз крайне плодотворен и в фильме, и в жизни, куда и ведут недвусмысленные параллели Триера: прикрываясь красивыми идеями, американская демократия делает страшные вещи. И наоборот - делая страшные вещи, американская демократия прикрывается красивыми идеями.

В «Мандерлее», впрочем, шил на первый взгляд меньше, чем в «Догвилле», но колются они как-то... явственнее. Вообще против первой части трилогии вторая выглядит не в пример более структурированной и лаконичной: сюжет четче и допускает меньшее количество отвлеченных трактовок. После демократического суда над городом-изгоем Догвиллем, Грейс и ее команда (или отец Грейс и его команда) спускаются ниже, на юг, в плодородные пустоты Алабамы. Благодаря голосу за кадром мы вспоминаем, что за окнами их машин дует бесплодный ветер депрессивных тридцатых, но место, куда они забредают, вопиет о полной остановке времени. Тихий городок Мандерлей настолько глух к окружающему, что проспал собственную свободу. Вернее, чернокожие рабы ее проспали, а местная Салтычиха Мэм по прежнему, уже спустя семьдесят лет после отмены рабства, не дает им проснуться, регулярно потчуя «своих черномазых» плеткой. Кстати, несколько раз мельком проскользнувшие эти «семьдесят лет» как-то особенно насторожили меня и теперь вот не дают покоя всякие посторонние мысли и ассоциации. Ведь не исключено, что анти-имперский взгляд Триера косится и на другого чудовищного ядерного монстра, впрочем, уже мифического, такого же, как и лишенное правового подтверждения рабство чернокожих. Впрочем, скорее всего это простое совпадение, болезненно отдавшееся в чересчур пытливом уме.

И вот в Мандерлее Грейс становится свидетелем очередной расправы над гордо-молчаливым сыном Африки по имени Тимоти (Исак де Банколи), и ее либеральное сердце мгновенно вспыхивает яростным огнем. На манер Ланцелота из «Убить дракона», она обращается к недоуменной чернокожей публике: «Что вы делаете? Вы же свободные люди!» Пораженная в самое сердце таким вмешательством Мэм скоропостижно отходит к Белому Богу, Грейс, чувствуя ответственность за только что вылупившихся из яйца граждан свободой Америки, снова порывает с отцом, желая остаться на ферме и построить здесь новый порядок. Вернее, проследить, чтобы ростки свободы дали верные и крепкие всходы, и в этом наблюдение ей, конечно, потребовались помощники в виде нескольких папиных громил с «томпсонами», мрачно пожевывающих табачок и жвачку. Такие вот «голубые каски» в белых гангстерских воротничках, под дулами которых вчерашние хозяева и надсмотрщик поместья переводятся в положение рабов. И пашут, в надежде на исполнение условий контракта, составленного папиным адвокатом, в полном, ну, разумеется, в самом полном соответствии с официальными кондициями, на которых рабы и должны получить свободу.

Однако стоит ли говорить, что свобода как-то плохо растет на суглинках Алабамы, с трудом пуская ленивые корешки? Вчерашние рабы и сразу-то повели себя странно: Грейс, ждавшая бурю восторга, напоролась вдруг на колючие взгляды и недоверие. «Ребята! Очнитесь! Почините лачуги, посейте хлопок, заработайте деньги!» - говорит она им. В ответ на это звучат уклончивые отговорки об отсутствии распоряжений сверху, «раньше нас выгонял надсмотрщик, а теперь каждый считает, что первым должен выйти кто-то другой». И вообще, «ужин у рабов в Мандерлее был в семь вечера, а когда ужинает свободный человек, мы не знаем». Эти полные достоинства сентенции в духе обломовского Захара сеет колоритный персонаж английского актера Дэнни Глоувера по имени Вильгельм, домашний раб, единственный, кто пустил скупую слезу по поводу кончины Мэм и ее старого порядка. Именно в разговорах с ним Грейс учится многому и начинает что-то понимать в крестьянской психологии, по сути, крайне консервативной. Еще бы, вчерашние рабы, выходцы из племенного традиционного общества, с чего бы вдруг они стали рваться к какой-то невнятной свободе? Опять почему-то всплывает шварцовский Бургомистр в исполнении Леонова, осторожно вразумляющий безудержного Ланцелота: «Вы людям нового счастья хотите, а они старым дорожат...»

По замыслу Триера, на протяжении трилогии Грейс должна многому научиться, утратить свой идеализм и усмирить сентиментальность. Но в исполнении дебютантки большого кино Брайс Даллас Хауард Грейс, кажется, наоборот, моложе и наивней, точно опыт Догвилля не научил и не обозлил ее сердца. Поначалу странно видеть эту новую Грейс в той же изящной шубе с воротником: еще более тонкая и хрупкая Брайс Даллас привнесла в образ утопистки что-то совсем детское, но и что-то буквально порочное. Власть в руках ребенка, впрочем, всегда наводит на такие ощущения...

Интересно наблюдать за тем, как актеры проходят через поверку Триером. Сыграть роль у него - пройти некую инициацию, смысл которой не до конца понятен самому актеру, когда действовать надо интуитивно, на ощупь, прибегая к простым, лапидарным решениям, уходя к истокам актерского мастерства. И результат двойствен: успех картины у зрителя, это одно, но провал в человеческих отношениях с режиссером - это другое. Вот и пойми, сдал ты экзамен, или провалил...

Вообще такое ощущение, что Триер зовет всех нас куда-то в сторону простоты: назад, к естественной сложности первых шагов, к силе первых чувств, к радости первого успеха. Но сам его зов звучит несколько... сложно и опять таки, по-триеровски, неоднозначно. Так что, сколько ни навостряй ухо, четкого слова не услышишь, но сам голос заставляет задуматься.

iefpuduku

 


Что ж, многие говорят, будто «Догвилль» круче. Ну-с, попытаемся это оспорить.

Да, «Догвилль» круче, ведь там играет Николь Кидман. Фанаты Николь быстро сбежались к экранам. Да, в этом случае «Догвилль» круче. Но в «Мандерлее» Николь Кидман уже нет. Фанаты Николь огорчённо качают головами и отходят от экранов, бросая пренебрежительное «Фи!». При этом никто не признаётся, что уход Кидман послужил причиной этой реакции, все начинают ругать Фон Триера. Мол, гений куда-то запропастился. Ан, нет! Гений остался, просто мы его не заметили. Мы привыкли судить о фильме по подборке актёров, а вернее, по их популярности.

«Мандерлей» прекрасен так же, как и «Догвилль». Дело в том, что «Догвилль» мы увидели первым. Для нас впервые была открыта голая разметка вместо домов и нарисованная собака вместо настоящей. Это вызвало шок и любовь одновременно. Да ещё и Николь Кидман только украсила этот фильм. Она прекрасная актриса.

«Мандерлей» - продолжение «Догвилля». Девушка, играющая Грэйс, ничуть не уступает Кидман. Но дело в том, что мы привыкли к этой обстановке, привыкли к Кидман, я тоже привыкла. Меня смутило, что из «Догвилля» выезжает Кидман, а в «Мандерлей» приезжает Брайс Даллас Ховард. Вот это я считаю неправильным.

Грэйс после «Догвилля» - это Кидман, почему её нет?! Где та Грэйс со светлыми волосами?! Подайте её сюда! Нет, уже новая Грэйс, новая актриса. Нам, зрителям, приходится привыкать к новой Грэйс. Пока мы привыкаем, уже и фильм заканчивается, от этого мы не можем уловить тонкий юмор и смысл фильма. В этом недостаток «Мандерлея».

Я ещё несколько раз пересматривала фильм, и только по прошествии времени смогла оценить всё того же гения Фон Триера. Менять актрису нельзя было, это только отвергает зрителя. И не важно, была это Кидман или Брайс Даллас Ховард. Грэйс больше не воспринимается как Грэйс, это совсем другая девушка.

Что касается самого фильма, то точно могу сказать, он очень хорош. Ларс фон Триер не подкачал. Проблемы, поднятые в фильме, показаны с разных сторон и всегда двусмысленно, без навязывания каких-либо точек зрения.

Моя оценка 10 из 10.

Марта

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Дублированный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.