Самый главный босс / Direktøren for det hele
Равн, директор фирмы, занимающейся информационными технологиями, надумал продать свое дело и нашел подходящих покупателей – исландских партнеров. Однако выгодная сделка осложнилась тем, что Равн десять лет назад придумал «великого и ужасного» босса, якобы руководящего компанией, чтобы все эти годы сваливать свои грехи на него. Теперь пришло время расплаты: исландцы требуют встречи с мифическим шефом и не собираются совершать сделку с Равном. Намереваясь как-то выкрутиться из безвыходного положения, находчивый директор нанимает на роль босса неудачливого актера Кристофера…© tvcok.ru
Кинопремия «Bodil Awards 2007»
Номинации:
Лучшая мужская роль второго плана - Фридрик Тор Фридрикссон
Лучшая женская роль второго плана - Миа Люне
Кинофестиваль «54-й МКФ Сан-Себастьян (2006)»
Номинации: Золотая раковина
Владелец IT-компании хочет продать бизнес. Есть только одна проблема: когда-то он придумал фиктивного руководителя, чтобы не быть ответственным за непопулярные решения.
Покупатели настаивают на личной встрече, и владельцу приходится нанять актера-неудачника, который мог бы исполнить роль босса. К своему удивлению актер обнаруживает, что новая роль рискует стать серьезным испытанием для его моральных убеждений.
Хорошие комедии безобидными не бывают (с)
Триер снял комедию. Любой человек, хоть немного знакомый с творчеством датчанина, при первом известии об этом должен был бы, как минимум, удивиться, а что еще вернее - не поверить источнику. Хотя на самом деле, с чего бы не верить? Триер в первую очередь - новатор, человек, не любящий ходить проторенными путями и буквально каждым своим фильмом заново открывающий кинематограф. Так что, почему бы и нет? Почему бы и не комедия?
Но ведь Триер всегда умел всех обхитрить и дать такого фортеля, что челюсть зачастую уходила в самостоятельную прогулку. Не изменил он себе и на этот раз... Комедия? Ну, конечно. Неужели и вправду кто-то ждал комедии в стандартном, классическом, до отвращения банальном понимании этого слова? Не таков Ларс. Вместо всего этого он подсунул наивному зрителю фьюжн из комедии, социальной драмы и даже какого-то подобия то ли триллера, то ли детектива. Получилось кино у него до безобразия злободневное: про неудачников и самолюбцев; про то, как люди строят и разрушают стены недопонимания во взаимоотношениях; кино о страхе быть не любимым, ну еще и про офисную атмосферу, которая из любого вменяемого человека даже за короткий срок сделает клерка, со своими внутренними тараканами размером с небольшую Годзиллу.
На первый взгляд может показаться, что фильм невероятно прост и беден на хорошие свежие идеи, как церковная крыса на доллеры. Но не тут-то было. То, что должно было стать комедией положений, превратилось в довольно глубокую философскую притчу с социальным подтекстом. При этом юмор из действия никто не выключал, и даже имеется пару моментов, когда смеешься - не только как-то ехидно и глубоко внутри сознания, но и откровенно можешь дать эмоциям голос.
Триер как всегда играет со зрителем, оставляя самое вкусное к финалу, и по ходу сюжета, его становлению и завязке, лишь подкидывает небольшие кусочки, заставляя эмоции работать, а голову до поры до времени отдыхать. Лишь после финальных титров, когда сидишь в недоумении и пытаешься понять, что это, черт возьми, сейчас было, в голове потихоньку начинают складываться кусочки офисной и серой мозаики, в общей картине которых зарыто то, что может разглядеть только самый внимательный и вдумчивый зритель.
Триер умеет создавать впечатление честного рассказчика и даже если и манипулирует, то делает это исключительно во благо самого зрителя. Возможно, поэтому актеры в его картинах всегда играют так, что не создается впечатления фальши и неискренности. Порой даже кажется, что на экране самые реальные клерки, неудачники-актеры, боссы и прочие жители маленького душного офиса в картине. Триеру не нужны дорогие, да какое там, просто хоть сколько-нибудь интересные декорации. В «Самом главном боссе» мы наблюдаем такую обстановку, по сравнению с которой пол в Мандерлее и Догвилле смотрится вполне себе интересным задним фоном. По крайней мере, он не душит так, как это делает маленькое, тесное и какое-то скучное офисное помещение.
Реализм превыше всего, потому и музыка тоже ни к чему. Разве в реальной жизни мы часто слышим музыку, просто разговаривая с кем-нибудь или думая о хлебе насущном? Вряд ли.... Вот и у Триера не слышим. Декорации, музыка, актеры... ах да! Еще в новой картине появилась новая фишка маэстро. Теперь он выступает еще и как рассказчик, выходя на сцену со своими комментариями в начале, конце и середине картины. Выглядят такие перфомансы вполне себе мило и обаятельно, венчая кинокартину таким же образом, как маленькая, но яркая вишенка венчает вершину большого и красивого торта.
Ну и пару слов нельзя не сказать об очередном изобретении датского гения - «Automavision». Прикольная такая штука. После первых сообщений о том, что весь фильм снимался без участия оператора, как-то ожидал большей жести, куда как намного большей, чем получил в итоге. Ну да, местами лица людей ополовиниваются, камера показывает не собеседников, а какую-нибудь ерундовину, но при этом все нисколько не напрягает, а лишь приносит очередную порцию реализма в картину.
Вывод: Триер снял проходное для себя и сильное для любого другого режиссера кино, которое оставляет ощущение недосказанности и глубины, чтобы докопаться до которой, нужно потратить немало сил и времени.
Dolphin
«Тяжеловесный скандинавский юмор»(с)
На запрос «скандинавский юмор» Яндекс, к примеру, выдает лишь 4 абсолютно совпадающие ссылки. Одна из них - полный бред, вторая ведет на обзор литературного творения Эрленда Лу, которому и впрямь присущ вполне адекватный юмор, - «Грузовики „Вольво"», третья - на запись в ЖЖ с формулировкой «тяжеловесный скандинавский юмор», четвертая на некий форум в топик «Норманнская теория и скандинавский юмор», причем о юморе непосредственно я там ничего не разглядела. Картина симптоматичная, да?
Короче, если юмор у потомков викингов и имеется, то весьма своеобразный. Уж точно не русское народное «три ха-ха» и даже не идиотствующий Бин с Туманного Альбиона, весьма понятный и близкий русской душе.
В этом месте надо вспомнить еще и тот факт, что юморить в «Самом главном боссе» персонажи будут с подачи и под чутким руководством известного много-чего-фоба Ларса Триера, носителя гордо присобаченной приставочки «фон», что само по себе забавно, если иметь представление о некоторых фактах биографии режиссера и предыдущих его кино-работах.
Однако ж Триер, знаменитый своим безудержным кино-новаторством, поснимав кино всех мыслимых и немыслимых жанров, начиная с мистических сказаний в больничных интерьерах, заканчивая социальной драмой на фоне черного задника, благодушно и закономерно перенес свои старания в комедийный жанр, как единственную целину, доселе остававшуюся непаханой. Впрочем, многие зрители, посмотрев «свеженького» Триера, поймут, что чувства юмора у них нет. Или его нет у датчанина. «Что вероятней», - скажем мы им в утешение.
Сюжет прост: директор некой IT-фирмы средней руки нанимает безработного актера, чтоб тот, за умеренную мзду, эффектно и убедительно изображал «самого главного босса», в природе, заметим, не существующего, наехавшего в датское королевство с проверкой собственного бизнеса. Все.
Один час сорок минут экранного времени «самый главный босс» попадает в забавные передряги болтологического характера, вступая в конфликты и более-менее близкие отношения с сотрудниками конторы (6 «старичков» с соблюдением гендерного баланса), с бывшей девушкой, с исландцем, с нанимателем. Четырежды в события вмешивается и сам автор, уверенным голосом создателя «разоблачающий» перед зрителем комедию, озвучивая и иллюстрируя законы существования жанра.
Вообще, юмор в «Самом главном боссе» надо ХОТЕТЬ разглядеть. Я хотела, и мне было смешно. Не постоянно, животики не надорвала, но истинно забавных ситуаций - хоть отбавляй. Да и общая атмосфера изначального абсурда очень удачно поддерживается картинкой, чья оригинальность обусловлена, видимо, той самой Automavision, выдуманной Триером, потому как ни один живой и здоровый оператор так снимать не рискнет. Сплошь и рядом в середине кадра то дверной проем, то компьютерный монитор, то лишь половина лица персонажа, произносящего реплики. Ощущение, что камера живет своей отдельной жизнью, независимо от персонажей. И это тоже смешит.
Сказать, что картинка минималистична - не сказать ничего! В «Боссе» нашему взору предстает эдакий хай-тэк от кинематографа: белые ровные стены, офисная мебель - сплошь прямые линии и стандартные цвета, оргтехника, судя по диспозиции в кадре, исполняющая заглавную роль, лица и фигуры персонажей.
Понятно, что при столь аскетичном сюжете и декорациях зрительский интерес автоматически смещается на персонажей фильма и то, что они говорят (в меньшей степени - чем занимаются). Чтобы «удержать» интерес и внимание публики, надо ИГРАТЬ! И ведь играют.
Нельзя не похвалить, конечно, Йенса Альбинуса, удивительно неумному и трогательному лицу которого, «Самый главный босс» обязан очень большим процентом своего успеха. Роли неудачников и растяп отлично смотрятся в исполнении именно таких парней, вызывающих симпатию и легкое раздражение одновременно.
Интересен и факт наличия в кастинге режиссера тяжеловесных, ласково принятых в свое время «Ангелов вселенной», исландца Фридрика Тор Фридрикссона в роли бизнес-партнера, а также потенциального покупателя всей этой конторы, совершенно неуемного и неуправляемого, чертовски ГОРЯЧЕГО (хихи) и исключительно недипломатичного исландского дядьки Финнура. Роль мелкая, но очень яркая.
Из дам, пожалуй, хочется похвалить «настоящую блондинку» Ибен Яйль, памятную мне еще по роли истеричной скандинавской подружки персонажа Джона Кьюсака в «High Fidelity» Стивена Фрирза, да хорошей игре в «Догме-95» N3 - «Последняя песнь Мифунэ». Отличная мадама. Пи-ара бы ей куда надо - осела б в Голливуде с миллионными гонорарами.
Вместо выводов.
Кино забавное и оригинальное, не лишенное, впрочем, изрядной доли скуки. На комедию чистой воды не тянет, но вполне смотрибельно, если не в 2 часа ночи. Всем и каждому бы не рекомендовала, но любители Триеровских выходок будут, думаю, удовлетворены. Как, впрочем, и ценители о-о-очень тонкого, едва заметного юмора. Всем, кто хочет подурачиться и взглянуть, как это делают кинематографические гении - милости просим! Вам сюда.
8 из 10
Baba Kapa
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.