Тринадцать дней / Thirteen Days
Тринадцать дней в октябре 1962 года мир стоял на грани чудовищной катастрофы. Люди на всем земном шаре с волнением ожидали, во что выльется политическая, дипломатическая и военная конфронтация двух сверхдержав США и СССР, бросившим друг другу апокалиптический атомный вызов.
Действие фильма переносится из Белого дома, где ведут ожесточенные дебаты военные и политики, в небо над Кубой, где американские самолеты-шпионы следят за развертыванием советских ракет, и в океанские просторы, которые бороздят американские и советские корабли, готовые в любую минуту вступить в бой.
Экранизация по произведению: Эрнест Р. Мэй
- Фильм был выпущен в четырех кинотеатрах в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке перед открытием в широком прокате 12 января, 2001.
- После неудач, подобных «Почтальону» и «Ради любви к игре», появление Кевина Костнера на экране может не помочь кассовым сборам этого фильма. По проведенным опросам, многие зрители уже ненавидят Костнера и его героев Америки, хотя совсем обратное можно было услышать о Брюсе Гринвуде, играющем президента.
- Фильм должен был ставить Фил Алден Робинсон, напарник Костнера по «Полю мечты», но он выбыл из проекта после того, как Sony перехватила его из рук Universal.
В 1962 году мир оказался на грани ядерной войны. Две супердержавы, США и СССР, были очень близки к тому, чтобы нанести друг по другу ядерный удар. Советские ракеты, расположенные на Кубе, были приведены в полную боевую готовность и могли в любой момент нанести ядерный удар по Соединенным штатам. Советские и американские подводные лодки, несущие ядерные боезаряды, ждали команды, чтобы нанести удар первыми. Но, к счастью, в тот раз все обошлось, конфликт удалось погасить без использования ядерного оружия.
© Fast-Torrent.ru
Каждый день солнце встаёт и думает о нас...
«13 дней» - очень оригинальный и, наверное, единственный фильм в своём роде, не из-за того, какую тему он затрагивает, а как. Роджер Дональдсон пошёл наперерез традиционному пути противостояния великой Америки и комуняк, в которых первые всегда выступают интеллигентными и развитыми продвинутыми людьми, а наши как всегда в хлам пьяные, у ушанхак с красной звездой и тельняжкой, в обнимку с медведем ещё, для полного колорита, так сказать. Дональдсон пошёл путём здравого смысла и человечности, искренности и понимания.
Карибский кризис 1962 года, продлившейся две недели, был, возможно самым потенциально ужасным, напряжённым и драматичным периодом второй половины двадцатого века. Одно неверное действие, одно неправильное решение, любая случайная провокация, и солнце бы с восходом осветило лишь испепелённые радиоактивные руины, люди бы стали лишь тенями на обожженных стенах. За эти 13 дней решалась буквально судьба человечества, начало или же предотвращение тотальной ядерной мировой войны двух сверх держав, которая просто могла стереть цивилизацию с планеты.
И самая большая заслуга Дональсона в том, что фильм не пропитан антисоветской идеалогией, чего я ожидал перед просмотром. Идея была не показать, кто плохой и кто хороший (а кто плохой и так понятно), цель была не показать, как вновь великая звёздно-полосатая нация мужественно противостоит «красному террору» и храбро спасает всё человечество. Отнюдь нет. Фильм показывает то, что и МЫ и ОНИ в первую очередь люди, со своими проблемами, страхами, слабостями, проблемами, чувствами и переживаниями. Есть «добрые люди», у которых есть моральные принципы, ценности, которые стараются поступать правильно, взвешенно, и они, как правило, наталкиваются на стену непонимания и упрёков. Всегда есть кто-то, кто желает и хочет идти правильным путём. Тот путь, который истинный, правильный - он и самый трудный, но именно храбрость выбрать такой путь делает человека достойным и благородным. И есть, были и всегда будут люди, которые поступают как проще, а не как правильно, которые способны лишь на низкие, необдуманные и грубые поступки, выбирая ковровую бомбардировку разуму, в данном случае, по крайней мере. Да, фильм очень политизирован. Да, в нём присутствуют и выпады в стиле «красные псы» и т. д., но очень уместно и в правильном контексте, а не забавы ради. Безусловно фильм понравится далеко не каждому из-за своей узкой идейной и смысловой направленности. Это чистейшей воды драма, да будут тут и полёты самолётов и военная составляющая, но лишь исключительно целью подчеркнуть историческую значимость событий, потому что трудно было бы понять всю картину в целом, смотря и слушая разговоры в овальном кабинете, да и художественности это придаёт, разряжая атмосферу постоянных дебатов и давая зрителю передышку, чтобы затем снова погрузиться в напряжённую обстановку политических противостояний.
Безусловно картина держится на двух вещах - актёрах и тщательно, очень скрупулёзно прописанных и максимально подогнанных к исторической достоверности диалогах. Актёры здесь хороши. Очень понравились Брюс Гринвуд и Стивен Калп в роли братьев Кеннеди, внешнее сходство просто поразительно. Актёры играют очень хорошо. Но всё же Гринвуду часто не хватало открытости и эмоциональности, на его персонаже лежала просто титаническая нагрузка и ответственность, бешенный стресс и давление, но он этого почти не показал. Вот кто здесь прекрасен, так это Дилан Бейкер в роли министра обороны Макнамары, не только благодаря очередному внешнему сходству, но благодаря действительно блестящей самоотдаче и сильной эмоциональной игре. Да, собственно, все актёры хороши и можно долго перечислять достоинства каждого из них. Но главный в картине всё же советник по политическим вопросам Кенни О'донелл в замечательном исполнении Костнера. Он показал нам образец выдержанности, храбрости и мужества, человека смелого и преданного, справедливого и честного. Не покладая рук, почти без сна, не видясь с семьёй он и являясь одним из немногих, кто понимает, что вообще твориться и что может произойти, он изо всех сил, используя все силы, знания и навыки старается не только помочь президенту, который иногда бывает сентиментален и мягок, но и самостоятельно внести свой вклад в решение тяжелейшей проблемы. Замечательно сыграл, как трогает и сколько понимания и эмоций вызывает сцена, в которой, придя домой и сидя за столом, просто не в состоянии позавтракать и что-то сказать, смотрит на солнце, которое вышло и осветило мир. Мир, который выжил, который справился. Сильнейшая сцена. Не будет лишним отметить очень хорошую работу оператора, который даёт качественную и красивую картинку с хорошими ракурсами и приёмами. За финальную сцену с уходящими тенями просто браво!
Дональдсон показал, что несмотря на всевозможные разногласия и трудности, все мы люди, и иногда чтобы избежать чего-то ужасного, нужно объединяться, нужно находить в себе силы и здравый смысл. Все мы дышим одним воздухом, все мы пьём одну воду, все мы чего-то хотим и чего-то боимся. Главное - какой выбор мы делаем. Отличный фильм, несмотря на всю политизированность и узость.
8,5 из 10
Unrule
Совершенно неамериканский фильм, или О людях доброй воли
Американскому кинематографу вообще-то, как правило, не слишком удаются исторические фильмы. Могучих спецэффектов все же недостаточно, чтобы с подлинным художественным и психологическим мастерством отобразить самые драматические эпизоды мировой истории. В случае с «Тринадцатью днями» Роджера Дональдсона это правило, к счастью, не работает. Поскольку перед нами- один из немногих высоких образцов современного американского исторического кино.
Фильм посвящен как раз одному из самых драматических эпизодов мировой и американской истории и не только прошлого века. Карибский кризис (или, как его чаще называют на Западе, Кубинский ракетный кризис) 1962 г. как никогда близко до и после этого подвел мир к порогу термоядерной катастрофы. Дональдсон показывает события кризиса с американской стороны, преимущественно из зала заседаний т. н. ЭКСКОМа - исполнительного комитета по разрешению кризиса, созданного Кеннеди после получения известий о советских ракетах на Кубе (хотя действие картины перемещается и на улицы американских городов, и в небо над Кубой, и в воды Карибского моря, где устанавливается блокада острова). В фильме проходит галерея персонажей реальных американских участников событий. При этом портретное сходство, которого добились авторы картины при подборе актеров- одна из самых сильных сторон фильма. Великолепно подобраны в этом плане актеры, играющие Роберта Макнамару (Дилан Бейкер), Макджорджа Банди (Фрэнк Вуд), Джона Маккоуна (Питер Уайт), Тэда Соренсена (Тим Кэллехер). Да и главные герои -президент Кеннеди (Брюс Гринвуд) и его брат Роберт (Стивен Калп), похожи на исторических прототипов. В исторической картине это немаловажный фактор для того, чтобы привлечь к себе или оттолкнуть зрителя, разбирающегося в истории.
Однако главная изюминка фильма отнюдь не в подборе актеров, а в особенностях их игры и самом психологическом строе картины. Часто приходится читать в отзывах, посвященных этому фильму, что дескать опять показана апология американского патриотизма, который снова спасает мир и все в таком духе. Однако в данном случае следует отвергнуть эти обвинения.
«Тринадцать дней» -один из немногих фильмов, сделанных в США, где ясно звучит обвинение в адрес собственной военщины, готовой разжечь мировую войну, не слишком задумываясь о последствиях. На протяжении всей картины братьям Кеннеди и советнику президента О`Доннелу в исполнении Кевина Костнера приходится выдерживать сражение не столько с заокеанскими противниками в Кремле, сколько с собственными «ястребами»- в основном из Пентагона, но также и из других ведомств, входящих в ЭКСКОМ, которые сплошь и рядом давят на президента, выкручивают ему руки, толкая страну и мир в пучину ядерного безумия. «Ястребы» словно боятся, что кризис успеют разрешить мирным путем. Чего стоят диалоги Кеннеди с главкомом ВВС Лемеем или директором ЦРУ Маккоуном! А когда Роберт Кеннеди требует от брата отправить в отставку всех начальников штабов, провоцирующих войну, президент в сердцах огрызается: «Только военного переворота нам не хватало!». Признание самой возможности такого развития событий дорогого стоит. В сцене переговоров с Добрыниным тот же Роберт Кеннеди печальным кивком утвердительно отвечает на вопрос советского посла: «Мы слышали, что ваши военные жаждут войны». В этой ситуации абсолютно закономерно звучат прощальные слова Добрынина, уносящего с этой встречи ключ к разрешению кризиса и спасению миллионов людей в виде секретного соглашения о выводе ракет с Кубы в обмен на удаление американских ракет из Турции: «Вы и ваш брат -здравомыслящие люди. Поверьте - есть еще такие же...». «Такие же» - в первую очередь Хрущев и Кеннеди- оказываются в этом запутанном клубке политической и дипломатической борьбы по одну сторону баррикад, по другую же твердолобые сторонники формулы «лучше не существовать- чем сосуществовать».
А в каком еще американском фильме вы увидите ТАКИХ «суперменов- американцев»- от президента до летчика истребителя и от министра обороны до жены правительственного чиновника? Как вам министр обороны Макнамара, мечущийся в истерике на командном пункте ВМФ, испускающий вопль «Господи, помоги нам!», когда какой -то болван в адмиральских погонах приказывает «в соответствии с уставом» открыть огонь по советским судам, нарушившим линию блокады? А советник президента по национальной безопасности О`Доннелл, который не может сдержать слез, когда после нескольких дней и ночей нечеловеческого напряжения, (поскольку в числе немногих на Земле знает, как близко человечество подошло к порогу атомного Апокалипсиса), не в силах подойти к телефону, чтобы ответить на звонок из Белого дома и беспомощно смотрящий на жену, как бы с мольбой, чтобы трубку взяла она? А Роберт Кеннеди, кричащий на своих соратников, высказывающих опасение, что уступки Москве похоронят надежды действующей администрации на переизбрание: «Мне плевать, если эта администрация окончит свои дни в отхожем месте! Если до завтра не договоримся, никакой администрации вообще не будет!!!»? Нет, как хотите, а таких американцев в американском кино нам еще не показывали. Это не забронзовевшие барельефы с горы Рашмор, не хладнокровные герои-супермены, уверенно ведущие американский корабль в победе в «холодной войне». Это живые люди со свои страхами, надеждами, угрызениями совести. Для того, чтобы показать такую Америку высших кабинетов власти в условиях фактически военного времени- это заслуга, которой мало какой режиссер в заокеанском кинематографе сможет похвастать. Дональдсон теперь может. Честь и хвала ему за это.
Если называть «Тринадцать дней» наиболее кратко и емко, то это-фильм о людях доброй воли. Это словосочетание, которое мы когда-то считали любимым штампом «совка», в этой картине звучит часто, приобретая совершенно новое содержание. Это по сути универсальный пароль, который отличает в этой картине «голубей» от «ястребов». О людях доброй воли говорит и Добрынин в уже упомянутой сцене переговоров с Кеннеди-младшим. О них же шепчет и О` Доннелл, без особых надежд на спасение от надвигающейся катастрофы вернувшийся домой после визита к Добрынину вместе с Робертом Кеннеди и бессильно опускающийся на ступеньки крыльца рядом с женой со словами: «Если завтра взойдет солнце, то благодаря людям доброй воли». Сегодня мы знаем, что благодаря Богу и именно таким людям, из числа которых, к счастью для мира, оказались лидеры двух сверхдержав, солнце взошло 28 октября 1962 г. для десятков и сотен миллионов людей по всему миру не в последний раз. И это была победа не США или СССР, а человечества. Вспомним, как Кеннеди одергивает своих торжествующих успех соратников наутро после развязки кризиса: «Думаю, не стоит праздновать слишком. Для них это победа в такой же степени, как и для нас». Так что фильм несет не патриотически американскую, а огромную общечеловеческую нравственную нагрузку. Хоть Дональдсон и снял совершенно неамериканский фильм об американской истории, но тем его работа и ценна. Браво.
10 из 10
тимур 77
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.