Цвет денег / The Color of Money
Быстрому Эдди, виртуозному игроку в бильярд, нет равных за зеленым столом. Для других это развлечение, для него — серьезная работа и большие деньги. У него появляется конкурент, новичок Винц, у которого есть все, что нужно для победы: талант, везение и поддержка обворожительной подруги, но ему не хватает почерка мастера.
Эдди становится его наставником и учит восходящую звезду тонкостям большой игры. На зеленом сукне, цвета денег, один на один с судьбой…
Фильм первый: Бильярдист (1961)
- В фильме «Цвет денег» роль кия-балабушки играл J19 производства Joss, который внешне похож на одну из балабушек серии 600.
- В эпизодических ролях снялись многие известные профессиональные игроки, а также сам режиссёр Мартин Скорсезе (камео).
- Герои фильма играют в американскую разновидность пула «9-шаров» (nine-ball).
- «Цвета денег» - экранизация романа Уолтера Тэвиса.
- Хорошо видно, что большинство ударов Том Круз и Пол Ньюмен выполняют самостоятельно и без дублёров. Только в одном из эпизодов сложный удар-перескок (jump-shot) за Круза выполнял Майк Сигел.
- Название содержит намёк на то, что цвет сукна на биллиардном столе такой же как у американских долларов.
Приз Национального совета обозревателей за главную мужскую роль (Пол Ньюмен).
Оскар, 1987 год
Победитель: Лучшая мужская роль (Пол Ньюман)
Номинации:
Лучшая женская роль второго плана (Мэри Элизабет Мастрантонио)
Лучший адаптированный сценарий
Лучшие декорации
Золотой глобус, 1987 год
Номинации:
Лучшая мужская роль (драма) (Пол Ньюман)
Лучшая женская роль второго плана (Мэри Элизабет Мастрантонио)
Талантливый бильярдист Эдди Фелсон, по прозвищу «Быстрый», выгодно торгует спиртным и катает шары исключительно из любви к искусству. Но однажды за столом с зеленым сукном ему встретился подающий большие надежды игрок Винсент, которого Эдди взялся обучить тонкостям игры. Известный мастер объясняет ученику, как сладки выигранные деньги, но молодому Винсенту больше нравится вкус победы, и притворяться, пряча мастерство, он не намерен. Кто из бильярдистов прав, покажет чемпионат по пулу, проводимый в Атлантик Сити. © Fast-Torrent.ru
Десять тысяч дублей
Бывшая легенда пула Эдди Фелсон, после отлучения от бильярда два с половиной десятилетия тому назад, стал процветающим торговцем крепкого пойла, и теперь сам напоминает ходячую бутылку благородного шотландского виски: седина на висках, прямая осанка, плейбойские усики, проницательный взгляд да мед на устах. Заскучав в баре, Фелсон вдруг словно пробуждается от многолетнего сна, когда слышит громоподобные удары кия о бильярдные шары - да непростые удары. Так играют только прирожденные гении пула. Обратив внимание на незнакомое юное дарование по имени Винсент Лаури, Эдди, должно быть, вспомнил свою горячую юность, еще когда жил с красоткой-хромоножкой и по пьяне крупно продул Толстяку «Миннесоте». Прищурившись, он следит за игрой, на которой противник Винса теряет двадцатку за двадцаткой. После игры, ловко обработав Лаури и его менеджера-любовницу Кармен, Эдди, недолго думая, предлагает им турне по стране для зарабатывания денег путем обкатывания игроков, которые думают, что они в самом деле умеют пулять кием.
Являясь прямым потомком черно-белого «Бильярдиста» Россена, цветной фильм Скорсезе, тем не менее, сюжетно почти ничем не связан с лентой 1961-го года, и может рассматриваться как самостоятельное произведение. Не исключено, что в переделанную из первоисточника историю 43-летний режиссер имплицирует собственный жизненный опыт выживания в киноиндустрии, а на колоритный персонаж Пола Ньюмана накладывает мазки собственной индивидуальности. Не без иронии, конечно же, ибо в один переломный момент сюжет разделяет Шустрого Эдди и парочку его учеников, когда чернокожий катала в исполнении молодого Фореста Уитакера унизительно разводит наставника Винсента, поменяв их местами. Шары катятся непредсказуемо для всех, а удача, в представлении Фелсона, - своего рода искусство. Искусство, которым ему приходится заново овладевать, когда загоревшийся в груди адским пламенем азарт заставляет его после стольких лет взять в руки «Балабушку» - кий профессионала.
И понеслась... Бах-бах, шары бьются друг об друга, залетая прямо в лузу от волшебных ударов влюбленных в пул. Сигаретный дым клубится, мел скрипит, сукно зеленеет в цвет денежных купюр. Цвет денег, двет удачи. Камера вращается прямо вместе с шаром, пока тот катится в лузу, и все десять тысяч дублей смачных ударов без промаха соединяются в прыткий видеоряд Шунмейкер, а ведь она почти всю жизнь монтировала фильмы Скорсезе и точно знает, как добиться требуемого эффекта. И вот каждый удар бьет по глазам, заставляя кровь ускоряться в венах, как у игроков. Мягкие межкадровые переходы создают в прокуренных помещениях клубов какой-то невообразимый уют, наделяя их удивительными свойствами. Диско восьмидесятых звучит под потолком, отмеряя время. Приглушенные цвета интерьеров контрастируют с яркими лампами над сукном. Иллюзия присутствия в игре также углубляется фантастическими облетами Балльхауса над бильярдными столами и длинноплановыми объездами вокруг героев - операторская работа реактивными кадрами врезается в восприятие, давая ощутить запах табака и привкус бурбона. Что же касается игры заглавных актеров, будь то безудержный Том Круз или рассудительный и харизматичный Пол Ньюман, получивший за эту роль престижную награду Киноакадемии, то она буквально наэлектризовывает волоски на коже, позволяя в некоторых эпизодах ощутить осязаемую энергетику персонажей. Так постановщику удается воздействовать на все органы чувств зрителя.
История историей, игра игрой, да только сдается, что они здесь далеко не так важны, как лейтмотив всех фильмов жанра «road movies», к каковым данный экземпляр относится по всем формальным признакам, - путь героев и становление. Поэтому Быстрый Эдди, всю первую половину картины с пафосом говоривший о деньгах, ближе к концу начинает относиться к банкнотам с явным пренебрежением. Да и слава ему равнодушна, ведь он самовольно покидает турнир в Атлантик-сити за пару партий до финальной схватки. Если персонаж Круза обретает опыт и матереет в бильярдных баталиях, то более сложный герой Ньюмана, напротив, стремится помолодеть и сбросить с себя ставший ненужным опыт, чтобы обрести былую силу. Вот почему победа над Винсентом становится такой важной: Быстрый Эдди вернулся в пул, и чтобы стать таким же стремительным, как встарь, победа над молодым хищником ему жизненно необходима.
Возможно, фанаты Скорсезе не назовут эту почти камерную малобюджетную картину лучшей в его фильмографии. Пусть она не достигает эпических масштабов «Казино» и «Славных парней», но что у нее не отнимешь - стиль, вкус, красоту исполнения, а еще весьма симпатичного героя, за которого волнуешься и чей взгляд так и хочешь поймать. Стоп кадр. «Я вернулся!»
Arbekov
Удача достигается мастерством
Тёмное, слегка задымлённое, но вполне уютное и просторное помещение, в центре которого параллельно друг другу стоят несколько столов обтянутых зелёным сукном. Над каждым из них висит то или одна большая, то три небольших лампы, свет от которых, равномерно падает на стол и освещает каждый миллиметр, каждый дюйм, и от этого восхитительного свечения, зелёное сукно невольно так и притягивает взгляд. Точно даже не вспомнишь, какие рядом стоят стулья; как выглядит барная стойка с той небольшой кучкой людей попивающих виски и покуривающих сигареты, дым от которых плавно поднимается вверх; не вспомнишь, какая музыка играет, потому - что она играет где-то на заднем фоне; и только отчётливо помнишь бильярдный стол, и установленную на нём переливающуюся от света ламп пирамиду из девяти шаров, ровненько расположенную на одной стороне стола и битка на другой. Медленно, переводя взгляд с пирамиды на биток, и как бы измеряя расстояние между ними, не спеша, берёшь кий, буквально на ощупь находишь мелок, и не отрывая взгляда от стола натираешь его мелом. Принимаешь слегка наклонившуюся позу над столом, точно прицеливаешься, немного двигая кий от битка вперёд и назад, вкладываешь всю силу в правую руку держащую его и резким движением бьёшь по битку и...
...два, нет, подожди, ...три шара залетают в лузы, и красивый громкий стук соударения шаров заставляет невольно обратить внимание сидящих рядом господ, некоторые из которых начинают тихонько аплодировать...
Это бильярд - игра, которая становится в наше время всё популярнее и популярнее. Для кого-то она просто отдых и развлечение, для других же - это отличный способ заработать, потому что бильярдный стол просто пахнет хрустящими зелёными бумажками, почти такими же зелеными, как и сукно бильярдного стола.
Сказать определённо, что этот фильм только про бильярд, скорее не верно, ведь за игрой в девять шаров, на самом деле кроется гораздо больше, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь же надо уметь проигрывать, чтобы выигрывать и выигрывать, чтобы проигрывать. Это высказывание может показаться абсурдным, но понять его и следовать этому правилу начинаешь не сразу, а только с приходом опыта и навыка, а на это, порой требуются годы. Но только так можно выигрывать на бильярде деньги, и для новичка крепко держащего кий и точно бьющего по шарам, не достаточно только мастерства, чтобы стать профессиональным игроком, а нужно как можно лучше разбираться в себе и людях и точно знать, чего ты хочешь.
Новичком в этом фильме выступает молодой парень Винсент, которого играет Том Круз. С первых минут фильма мы видим, что он мастерски играет в «девятку» и не боится ни с кем состязаться в этой игре, но для мастера бильярда это ещё далеко. Получая поддержку от своей девушки, он заряжается энергией и силой и готов играть, играть и побеждать.
Но всё же главной фигурой фильма Винсент не является - это второй персонаж, а первый, вызывающий большой интерес, является бывший виртуозный игрок, завязавший с игрой и занимающийся продажей алкоголя Эдди Фелсон в исполнении замечательного актёра Пола Ньюмена. Вот это уже воистину интересная, немного противоречивая личность, засуживающая особого внимания. Зритель сталкивается с ним лицом к лицу сразу после начальных титров, и создатели картины сразу показывают нам, к сожалению, стареющего, но ещё не без пороха в пороховницах аккуратного бизнесмена, удобно устроившегося в баре со своей женщиной. Нам не дают о нём много узнать, как уже в кадре появляется Винсент, ловко управляющий с кием, и мы понимаем, что перед нами два абсолютно разных человека и что они по праву будут властвовать всё экранное время.
И на протяжении всего фильма происходит противостояние ученика и учителя, рвения и сдержанности, вольности и расчётливости, вспыльчивости и спокойствия. Зритель, по праву, отдаёт большее внимания Эдди, чем Винсенту, ведь бывший бильярдист учит не только молодого прыткого парня человеческой природе и её сущности, а учит этому и зрителя, и его кроткие замечания и наставления не могут пройти мимо наших ушей.
Эдди видит в Винсенте талант, но его нужно направить в правильное русло, сделать из молодого парня не просто хорошего игрока, а профессионального игрока в бильярд, а для этого нужен старой закалки игрок. Кажется, что Эдди безупречен в своих доводах и мыслях, но у него не так первоклассно проходит обучение, отчего его ученик выходит из-под контроля, да и сам Эдди, уже стареющий игрок, просто не в состоянии унять молодую прыть Винсента...
В течение всего фильма нельзя с точностью предугадать дальнейшее развитие событий, ведь от принципиального Эдди Фелсона и молодого парня с лёгкой душой можно ожидать чего угодно; тут место и ссорам и недопониманием друг друга и даже противостоянием, но без уважения, которое сохраняется на протяжении всего фильма между ними, всего бы этого не было, и о внутренней связи между главными героями не стоило бы и говорить.
Стоит отметить выдающуюся игру Пола Ньюмана удостоенного «Оскаром» за эту роль, его Эдди Фелсон на экране действительно выглядит живым и не наигранным, и даже в незначительных эпизодах этот актёр вкладывал все силы, чтобы мы поверили в искренность и честность его персонажа.
Том Круз убедительно смотрелся в напарниках со стареющим ветераном, уже тогда можно было сквозь его молодость разглядеть в нём сложного драматичного актёра, и этот фильм, по праву, является одной из первых ступенек на пути к вершине творчества и артистизма.
Нельзя оставить без внимания отличную работу оператора, его камера с разных углов и при разных оборотах показывает зрителю всю прелесть, сложность и точность бильярда, а великолепный монтаж создаёт приятную напряжённую атмосферу, и мне даже казалось, что порой я сам стою у стола обтянутого зелёным сукном и с лёгкостью забиваю один шар за другим.
Я даже не помню, играл ли в эту игру раньше, но могу с точностью сказать, что полюбил я её после первого просмотра этого гениального шедевра выдающегося мастера экрана Мартина Скорсезе, которому я отдельно выражаю благодарность за одну незабываемую партию в бильярд, партию с названием «Цвет денег».
Leonard
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.