Два дня, одна ночь / Deux jours, une nuit

Два дня, одна ночь
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 20 Май 2014
Продолжительность: 1:35
Просмотрели: 967

Судьба Сандры зависит от решения нескольких человек, вынужденных выбирать между ней и деньгами. Пытаясь склонить людей на свою сторону, она ищет в их сердцах то, что они, кажется, давно потеряли.

Трейлер: #2

Трейлер: #1

«Два дня, одна ночь» - фильм бельгийских режиссёров Жан-Пьера и Люка Дарденнов, вышедший в 2014 году. Главные роли в фильме исполнили Марион Котийяр и Фабрицио Ронджоне. Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале 2014 года.

  • Сцены фильма снимались в хронологическом порядке.
  • Марион Котийяр согласилась сниматься в фильме еще до того, как прочитала сценарий.
  • Сцены с участием Марион Котийяр снимались 7-минутными дублями. Максимальное количество дублей, потребовавшихся для того, чтобы снять одну сцену, было 82.
  • Марион Котийяр впервые встретилась с режиссером Жан-Пьером Дарденном в 2011 году на съемочной площадке фильма «Ржавчина и кость» (2012), Дарденн был продюсером этого фильма. Их встреча произошла случайно, когда Котийяр выходила из лифта со своим ребенком. Тогда Дарденн и предложил ей поработать вместе.
  • Съемки фильма проходили в Серене, в Бельгии. Это промышленный город во франкоязычном регионе Бельгии, где родились и выросли братья Жан-Пьер и Люк Дарденны.
  • В своем интервью братья Жан-Пьер и Люк Дарденны рассказали, что черпали вдохновение в фильме «12 разгневанных мужчин» (1957), когда готовились к съемкам фильма «Два дня, одна ночь». Когда их спросили о сходствах с фильмом «Ровно в полдень» (1952), они ответили, что возможно персонаж Марион Котийяр и похож на Грейс Келли из этого фильма, но во время написания сценария они даже и не думали об этом.

История создания

Идея фильма восходит к записи в дневнике Люка Дарденна начала 2000-х, в которой описана ситуация, лёгшая в завязку фильма, - увольнение сотрудницы под угрозой потери годовых бонусов. Съёмки проходили в бельгийской коммуне Серен (родном городе Дарденнов) в 2013 году.

«Два дня, одна ночь» - это первый фильм Дарденнов, в котором снялась голливудская звезда (Котийяр).

Прокат

Премьера «Двух дней, одной ночи» прошла 20 мая 2014 года на Каннском кинофестивале. Фильм называли одним из главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь (это сделало бы Дарденнов первыми в истории трёхкратными обладателями высшей награды), а Марион Котийяр - претендентом на награду лучшей актрисе, но фильм в итоге стал первой картиной Дарденнов, которая была показана в Каннах, но осталась без наград.

21 мая фильм вышел в прокат в Бельгии и Франции. В июне фильм был показан на Сиднейском кинофестивале, где завоевал главный приз.

Темы и критика

Критики высоко оценили фильм, особо отмечая его композицию, следование гуманистическому началу, которого придерживались Дарденны в предыдущих работах, и игру Марион Котийяр. По мнению Антона Долина, хотя главным героем фильма является Сандра, главный конфликт происходит внутри каждого из её коллег, которые в лице Сандры оказываются один на один с собственной совестью и должны принять какое-то решение. Поэтому фильм, вопреки первому впечатлению, является не социальной картиной о бедности и безработице, но картиной о свободе выбора и ответственности. Питер Брэдшоу (The Guardian) рассматривает фильм Дарденнов как произведение о солидарности и перипетиях демократического принятия решений, проводя параллели с фильмом Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». По словам Робби Коллина (The Telegraph), Дарденны вкладывают в фильм одновременно политическое и этическое послание; взаимное унижение, которому подвергаются Сандра и каждый её собеседник, и незримое присутствие не показываемых в этот момент работодателей создают и политическое измерение. Также Коллин восторгается игрой Котийяр, по его словам, в этом фильме показана именно депрессия, а не «театральная грусть», которая обычно замещает её в кино.

Сандра (Марион Котийяр) - мать двоих детей, которая возвращается на работу после борьбы с депрессией и вечером пятницы узнаёт, что работники компании, где она работает, большинством четырнадцать против двух проголосовали за её увольнение, чтобы не потерять годовые бонусы. Её коллега Жюльет (Катрин Сале) убеждает руководителя компании Дюмона провести повторное голосование, так как работники были введены в заблуждение бригадиром Жаном-Марком (Оливье Гурме), говорившим о необходимости чьего-либо увольнения. У Сандры есть суббота и воскресенье на то, чтобы переговорить с четырнадцатью голосовавшими за увольнение работниками и убедить изменить мнение.

При поддержке мужа (Фабрицио Ронджоне), борясь со стеснением, Сандра обзванивает или обходит дома своих коллег, которые по-разному реагируют на её просьбу. Некоторые соглашаются отказаться от бонуса, для других он необходим, чтобы поддерживать на плаву семью. Где-то Сандра наблюдает стычки между членами одной семьи. Одна из коллег не хочет даже встречаться с Сандрой и просит дочь сказать, что её нет дома. Вечером в воскресенье Сандра, отчаявшись, принимает дозу успокоительного, чтобы покончить с собой, но отказывается от попытки, когда узнаёт, что её коллега Анна пришла к ней домой, чтобы поддержать её, расставшись из-за этого с мужем. Последний сослуживец, с которым видится Сандра, сообщает, что голосовал за увольнение, так как боялся, что ему не продлят временный договор. Он соглашается проголосовать за Сандру, когда она сообщает, что голосование будет тайным.

В понедельник голоса распределяются поровну - восемь против восьми, что означает, что результат пятничного голосования остаётся в силе. Дюмон зовёт Сандру к себе в кабинет, чтобы сообщить, что он оставляет её на работе и при этом выплатит годовые бонусы, но так как компании нужно сократить одно рабочее место, он не продлит временный трудовой договор другому работнику. Сандра отказывается занять чужое место и уходит.

 

Актуальный для нас бельгийский фильм

В отличие от 2 предыдущих фильмов Дарденн, «Два дня, одна ночь» для российских суглинок актуален и еще как. «Мальчик с велосипедом » и «Молчание Лорны» скорее были внутренним интеллектуальным продуктом Еврозоны: братья тонкими инструментами препарировали мораль западноевропейского обывателя, чтобы выявить ее двуличие и извращенность. Здесь же в основе - конфликты из-за деградации трудовых отношений. Сколько людей в нашей стране из-за унизительных зарплат вынуждены еще где-то подрабатывать, лишая себя полноценного отдыха и семьи, как почти все коллеги Сандры? Сколько терпят хамство начальника, вроде того «выбора», с которого открывается фильм: либо отказывайся от премии, составляющей важную часть зарплаты; либо выкидывай из своих рядов коллегу, соглашайся работать на 3 ч. в неделю больше, и дожидайся, когда же начальник вновь поставить этот вопрос перед коллективом, предложив выкинуть на улицу возможно уже тебя? Лишь выходные отделяют Сандру от утра понедельника, когда 16 коллег на голосовании будут выбирать между ней и премией. И что же делает Сандра? Чтобы повлиять на их решение бросается встречаться с каждым, чтобы упирать на - столь привычные в российской культуре - неформальные отношения.

Мозаика из решений, которые принимают Сандра, ее коллеги и два начальника - потрясающей мощи социальный анализ. Можно целую книгу написать, в начале дотошно разбирая выбор каждого из персонажей, а вторую половину посвятив обобщениям и выводам, что эта история говорит нам об устройстве современного общества.

Фильм - тот редкий случай, когда снято и для рядового зрителя, и для искушенного, но, все же, с ощутимым креном во второй полюс: для получения максимального удовольствия требуется хорошее знание реалий жизни Бельгии. Пожалуй, именно поэтому Дарденн этим фильмом не взяли первыми в истории 3 приз в Каннах: они уже слишком знамениты, чтобы их имя открывать миру, с другой стороны, фестиваль, все же, выделяет интернациональные истории. Получилось как с картинами Северного Возрождения: все эти яблочки, птички - все показано наглядно, все на виду, да вся суть в интерпретации каждого объекта по отдельности - что само по себе требует значительной эрудиции -, а после собирание их у себя в голове и конструировании нового, насыщенного единого образа. Так, например, демонстративная вежливость друзей Сандры, которые ей отказывают в самом начале, и такой же демонстративный уход Сандры из кабинета начальника «по-английски» в концовки фильма определенно что-то значит, но что - полностью смогут проинтерпретировать лишь бельгийцы. Также, как и сцену семейного конфликта, которую инициирует Сандра между молодым сыном на дорогой спортивной машине и его пожилым отцом - тут явно важно эволюция, которую прошло общество с того времени, когда отец был молод, но кто из нас знает такие подробности про Бельгию? На самом деле, ничего удивительно. Вон, у нас в советское время был фильм «Гараж», где несколько секунд хватало зрителю, чтобы по манере говорить и одеваться все сразу понять про персонажа. А попробуй покажи этот фильм европейцам - ничего не поймут, ведь лишены всех этих культурных кодов, известные в те времена любому обычному советскому жителю.

Многие наши высоколобые кинорецензенты будто испугались остросоциальной проблематики и со степенностью аристократов принялись упражняться в гимнастике ума, пытаясь перевести обсуждение фильма на разговор о проблемах высокой морали или нюансах использования художественных средств. Хотя, трудно ожидать от публичных интеллектуалов иного, ведь в нашем обществе в целом как-то не принято признавать наличие у себя проблем и обсуждать их публично, особенно, если они касаются работы. Тем и цены братья Дарденн, которые под лупой рассматривают реакцию на социальную несправедливость в повседневной жизни. Ведь вполне естественно оставшись с большими трудностями один на один пребывать в растерянности, испытывать неуверенность из-за неподъемной, как кажется, свалившейся на тебя проблемы, погружаться в депрессию, как Сандра. В такие моменты осознание устройства всей ситуации в целом и может помочь сообразить, какой путь стоит попробовать проложить между препятствиями.

Конечно, в России фильм о том, как все плохо в трудовых отношениях будет смотреться тяжко. В нашей стране, настолько все плохо и так много несправедливости куда ни глянь, что от нее уже частенько привыкают отворачиваться на автомате. Чтобы не отворачивались, а рассматривали как пишу для размышления, наверное, не хватает веры в свои силы, в возможность самому изменять свою жизнь и победить несправедливость. Та самая вера, которую и обретает в финальной сцене Сандра.

Lord Rone

Сандра возвращается на работу после длительного больничного. Руководители предприятия по производству солнечных батарей (на котором она работает), заметили, что её отсутствие никак не повлияло на производительность труда. Поэтому Сандру можно безболезненно (для остальных) сократить, и выплатить оставшимся премию в размере тысячи евро на человека. Уплата премии зависит от согласия работников на увольнение Сандры, согласие выясняется самым демократическим способом - голосованием. Только двое коллег Сандры против её увольнения. Остальные бескорыстно выбирают деньги. Сандра опротестовывает итоги голосования, и добивается повторной процедуры. Для того, чтобы изменить мнение коллег у неё есть два дня, и одна ночь...

Чего боится современный западный обыватель? Атомной бомбы? Лихорадки Эбола? Увольнение - вот слово которое превращает спелых девушек в депрессивных старух, и превращает упругие мужские чресла в морщинистые финики безвольно вытянувшиеся в южном направлении. Каким отвратительным местом был СССР с его сверхзанятостью, и принуждением к труду. Ласковый оскал капитализма, при котором над каждым висит дамоклов меч увольнения, несомненно имеет большую привлекательность.

Чего боится Сандра? Голодной смерти? Имея мужа - повара, это по крайней мере странно. Остаться на улице? Она живёт в двухэтажной квартире, имеет неплохой автомобиль - в чём проблема? Ипотека - вот ответ, муженек не в состоянии налепить столько пирожков, чтобы оплатить очередной взнос. Семья переедет в социальное жильё, ужас какой! Останется Сандра в своей роскошной квартире или нет, зависит от того, прониклись ли её коллеги протестантской этикой или остались людьми. Гнутая как клюшка Котийяр в застиранной розовой кофточке (вспоминается феерическая пресс -конференция одного болгарского исполнителя в Ростове) уныло обходит своих коллег по цеху, уговаривая оставить её на работе, а значит потерять тысячу евро. Время идёт, а она всё обходит, обходит... Выражаясь языком Вильяма нашего Шекспира - круговые объезды по кишкам нищего, продолжаются все полтора часа экранного времени. Увлекательное, и поучительное вышло зрелище.

Дарденны ставят проблему морального выбора в обществе, которое давно свой выбор сделало. Интересно наблюдать как отказывают Сандре те, кого она считала друзьями. Между двумя вежливыми поцелуйчиками - Чмок - Чмок, извини я рассчитываю на эти деньги - повторные чмоки, увидимся. Не все оказываются суками бездушными, и развязка наступит в самом конце. С экономической точки зрения проблемы здесь никакой нет. Всё происходящее называется законом убывающей отдачи, суть которого в том, что увеличение количества работников при сохранении количества станков уменьшает добавочный продукт, ради которого и затевается любое предприятие. Иначе говоря, Сандра с её депрессией, лишняя на этом предприятии, её увольнение - это способ сокращения издержек.

«Старожилы» наверняка помнят замечательный советский фильм «Премия» с Леоновым в главной роли. Бригада строителей отказывается от премии, считая её незаработанной, и требуя взамен навести порядок со снабжением. Как ответили бы на вопрос герои этого фильма - что вам ближе: тысяча евро или сохранение за вашим товарищем рабочего места? Ответ очевиден, но это же были бездушные советские времена, а теперь времена душевные, антисоветские, и ответ тоже очевиден. «Два дня, одна ночь» - это «Премия» вывернутая наизнанку. Дарденны сняли мини - пугаловку для представителей жирного, буржуазного класса - вот что капитализм животворящий с людями делает! Человек человеку - волк! Батюшки мои, вот это новость, а мы вот ездим за границу, там люди не такие, все улыбаются и говорят Хелло!

Возможно для благополучной Бельгии этот фильм настоящая революция, но в России, где треть населения живёт за чертой бедности, он выглядит как насмешка. Сопереживать бедам бабёнки из двухэтажного пентхауса?

Мимо мой Мио.

8 из 10

shuran-kutan

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.