Кавалер Золотой звезды
Фронтовик-орденоносец Сергей Тутаринов после войны возвращается в родную станицу с тем, чтобы принять активное участие в ее восстановлении. Его начинания горячо поддерживает секретарь райкома, однако они не находят отклик у председателя райисполкома, остро реагирующего на новые проблемы. Став председателем, Тутаринов последовательно ликвидирует все трудности и начинает строительство районной электростанции.
«Коммунизм уже близок, он осязаем, он перед нами...»
Два друга-однополчанина, увешенные орденами и медалями, возвращаются после войны в родные края, на Кубань. Строго говоря, родными эти края являются только для Героя Советского Союза Сергея Тутаринова (С. Бондарчук), а другу его ехать просто некуда - село на Орловщине, где тот родился, уничтожено фашистами. Работы в колхозе очень много, восстанавливать народное хозяйство надо по всем фронтам. Но, конечно же, кавалер Золотой звезды не собирается работать простым механизатором, ему нужен масштаб, большие объёмы. Поэтому должность председателя райисполкома появляется как нельзя кстати.
Кинофильм «Кавалер Золотой звезды» является производственным, идеологически выдержанным пособием для построения коммунизма в отдельно взятом районе Советского Союза. В отличии от других «колхозных» кинокартин, выходивших в прокат в те годы, в данном произведении совершенно отсутствует комедийная составляющая. Да и любовная линия не блещет особой интригой, она служит лишь дополнением к главной теме кинофильма. Итак, сможет ли герой Сергея Бондарчука в кратчайшие сроки восстановить колхозы в своём районе, построить электростанцию, преодолеть косность мышления некоторых руководителей? Что за вопрос, конечно же сможет, в этом нет никаких сомнений.
Бондарчук играет твердого, уверенного в себе человека, за один подвиг получившего Золотую звезду Героя во время войны, и нет сомнений, что за другой подвиг, уже в мирное время, он получит вторую звезду. Конечно, в фильме много говорится о советских людях, ведь без поддержки всего трудового народа Сергею Тутаринову не получится осуществить задуманное. Однако, чувствуется, что не будь на своём месте таких людей, как герой Бондарчука, что-то могло бы и не сложиться.
Отрицательных персонажей в кинофильме нет, есть только люди, не понявшие до конца сложившуюся ситуацию, да и они быстро перевоспитываются. Женские роли, как говорилось выше, служат только для дополнения и украшения картины, но невеста главного героя смотрится очень хорошо. Особенно её перевоплощение из погонщицы волов (начало кинофильма) в светскую даму, выходящую из «Победы» в модном пальто, купленном во время поездки в Москву.
Я думаю, что такой производственный, идеологизированный, местами пафосный кинофильм понравится далеко не каждому современному зрителю, а вот любители настоящего «сталинского» кинематографа получат удовольствие от просмотра. Ведь не зря главное событие кинокартины - это открытие районной электростанции, монументального здания с портретом великого вождя на фасаде.
«А выпьем мы эту первую чарочку за Советскую власть, за Коммунистическую партию, и за здоровье батьки нашего, товарища Сталина!»
7 из 10
ДМ1
Непонятно, что может не нравиться в этом фильме.
Пришел солдат с фронта - ему надо найти себя в мирной жизни. Вроде и хочется в столицы, учиться на высшее, но в колхозе одни бабы, модернизация нужна - тракторы, электричество. Как тут уедешь. И вот он возглавляет строительство электростанции. Сама она не появится, по ленд-лизу не поставят, приходится как-то самим, среди послевоенной разрухи строить. Чтобы работать на электростанции, с новой техникой для этого нужны электрики, механики, инженеры. А где их взять в деревне, где в лучшем случае у некоторых есть семилетнее образование. Значит, надо учить, нужно училище. И так далее. Вот про это фильм. Откуда взялось электричество. Мы так легко относимся к тому что у нас есть, а ведь кто-то это все построил. Получается, что все в фильме правда. Плохо, что проблема освещена только с одной стороны - как все было хорошо. Хотелось бы, конечно, и про то какой ценой все это доставалось. Но хотя бы так, сейчас вот и цензуры нет, а проблемы деревни всем по барабану - тоже гармония своего рода.
Бондарчуку (он играет того самого кавалера золотой звезды, возвращающегося с фронта) не хватает глубины. Слишком он прост, прямолинеен, восторжен. Соответствует скорее ожиданиям проверяющих товарищей, чем настроению фильма. Наверное, тогда по-другому было нельзя.
Есть постоянная для Райзмана тема границы между личным и общественным, которая была окончательно проведена в «Частной жизни». Герой влюблен, ухаживает, но как-то совсем иногда. Героиня (прекрасно сыгранная Кирой Канаевой - ее мало, но я проникся) жалуется, что он уже два месяца не заезжал (а у него под жопой личный студебеккер с шофером). Я вслед за ней усомнился в его чувствах. Два месяца!
Оператор Урусевский, кстати. Прекрасные пейзажи его заслуга, мне кажется.
Нет отрицательных героев. Казалось бы, фильм про колхоз и в нем самое место классовой борьбе и вычислению недобитых кулаков, но нет. Только позитив. Даже немногие заблуждающиеся персонажи к концу фильма перевоспитываются и начинают строить коммунизм с утроенными усердием.
Понятно, многих смущает последняя сцена, где тысячи человек сидят за столами под открытым небом и поют славу Сталину. Но, во-первых, для меня это плюс, люблю перформансы. Во-вторых, она там такая одна, фильм про другое.
P.S. Название красивое. Не сразу понимаешь, что про орден.
7 из 10
philip_marlow
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.