Код неизвестен / Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages
Картина обладателя «Золотой пальмовой ветви» режиссера Михаэля Ханеке. <br /> Современному человеку нужно знать множество кодов и паролей, чтобы ощущать себя более или менее комфортно. Но в особенном дефиците среди людей – «коды» друг от друга, ключи к взаимному пониманию. Роль центрального символа в картине играет настоящий неизвестный код – пароль от домофона. Главный герой, Жан, приезжает к старшему брату в Париж и не может попасть в его квартиру. С его ссоры со случайными людьми, африканцем и румынкой, начинается развитие событий этой ленты."
"Мои фильмы являются полемическими заявлениями, направленными против американского "плоскодонного" кино с его безучастным зрителем. Они апеллируют к кинематографу настойчивых вопросов вместо фальшивых (поскольку слишком скорых) ответов, к выявлению дистанций вместо насильственной близости, к провокации и диалогу вместо потребления и консенсуса." - Михаэль Ханеке "Кино как катарсис"
МКФ в Канне 2002: Конкурсная программа. Приз экуменического жюри. Номинация на пальмовую ветвь
Начавшаяся в «Забавных играх» 97-го года главная тема Ханеке продолжается и в «Код неизвестен» (как, впрочем, и в остальных его фильмах). Конфликт цивилизованного и нецивилизованного; когда цивилизованное оказывается намного сложнее и труднее для понимания, а нецивилизованное, хотя и проще, граничившее с убожеством, но все же легче и куда более открытей.
Ханеке рисует неприглядную картину современной Европы и такую же неприглядную - иммигрантов в этой Европе. Видно явное несоответствие не только в уровне жизни, это Ханеке мало интересует, сколько в духовном барьере. Он не говорит, что арабы или чернокожие духовно хуже развиты, чем европейцы, нет, скорее наоборот. Главная проблема в том, что только европейцам позволена такая роскошь: не знать, как жить. И эта особенность передается иммигрантам, которые получают, более или менее, достойный уровень жизни, но духовно, внутренне они остаются у себя на родине, в своих нравах и обычаях, что и приводит их к конфликтам с европецами. А те, кто пытается проникнуться «духом Европы», «духом свободы», становится ничуть не лучше морального подлеца: выходя из замкнутости и строгости своего старого воспитания и проникаясь новым, воспитанием свободы, до конца не отрефлексировав это воспитание. Та же проблема присутствует не только в Европе. Там она более выражена, чем в других странах.
Однако фильм Ханеке не только о вышеназванном. Он и о проблемах самой Европы, которая не может, да и не хочет не только принять, но и помочь освоиться иммигрантам в новой среде; он и о закрытости европейцев перед самими собой, о их массовом «глухо-онемении» перед друг другом.
nestejatel
Париж, я не люблю тебя
Париж, конец ХХ века. Юноша Жан приезжает к старшему брату, фотографу Жоржу, в то время как тот снимает в горячей точке планеты очередную локальную войну. Жан знакомится с подругой брата, актрисой Анн, которая недовольна постоянными отлучками Жоржа. Поэтому она решает избавиться от их будущего ребёнка и не спешит сообщать Жоржу новый код входной двери.
Эта проходная деталь даёт название фильму, но не является буквальным ключом к его пониманию. «Код неизвестен» - это, главным образом, кино об ассимиляции в Париже людей разных национальностей, которые приезжают сюда за лучшей долей. Режиссёр вводит в действие нескольких героев, чьи судьбы пересекаются, как минимум, один раз, а затем их личные истории развиваются уже параллельно.
К главным, помимо Анн, можно отнести юного африканца Амаду, который затевает ссору с Жаном из-за нелегальной румынской иммигрантки Марии (ещё одного заметного действующего лица), подрабатывающей нищенкой на парижских улицах. Таким образом, можно сказать, что фильм посвящен насущным проблемам большого города, предлагая серию конфликтных ситуаций между людьми, приехавшими во французскую столицу из разных стран.
Ханеке вновь использует тут приём, обкатанный шестью годами раньше в картине «71 фрагмент хронологии случайности»: снова мозаика коротких сцен продолжительностью 2-4 минуты, при стыке которых используется традиционное затемнение. Снова те же персонажи - беженцы (в том числе опять из Румынии), вступающие в споры и ссоры с местным населением. Только на этот раз действие происходит не в Вене, а в Париже.
В этом смысле данный фильм можно принять за вольный римейк «71 фрагмента...». Ханеке описывает современный Париж, как город, с подсознательным чувством вины за агрессию по отношению к непрошеным гостям. При этом он холодно фиксирует некие, почти случайные факты, игнорируя характеры и предпочитая подменять их мгновенными реакциями персонажей.
Принципу максимального отчуждения подчинены звук, монтаж, и изображение. Сегодня телевидение, реклама и видеоклипы сформировали определенный темпоритм рассказа, рассчитанный на абсолютное усвоение зрителем. В этой технологии нет отходов: тут всё стерильно и гигиенично. Ханеке пытается разрушить эту традицию, игнорируя наработанные массмедиа принципы.
Он определяет ситуацию, в которой обитает современный цивилизованный человек, как скрытую перманентную гражданскую войну, где нет правых и неправых. В отличие от его более знаменитых фильмов («Видеозаписи Бенни» и «Забавные игры»), эту картину можно назвать проходной, и в то же время весьма характерной для режиссёра.
Малов-кино
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.