Лакомб Люсьен / Lacombe Lucien
Жизнь парнишки по имени Люсьен Лакомб скучна и тяжела. Он вынужден убираться в военной больнице, но эта работа совсем не по нраву Люсьену. Тогда паренек решает изменить свою жизнь и уйти воевать с партизанами, которые называли себя маки. Только этой затее было не суждено сбыться, ведь все, чем встретили его участники этого движения, это снисходительные насмешки по поводу его юности и неопытности. Тогда парень уходит, но не оставляет свою затею стать непосредственным участником сражений. Судьба забрасывает его к фашистам, которые, несмотря на его возраст, были рады его появлению. © tvcok.ru
Трейлер
- Приз Французского синдиката критиков, премия Национального совета обозревателей в США за второплановую мужскую роль (Хольгер Лёвенадлер) - все по итогам 1974 года.
- Оскар, 1975 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке - «Франция»
- Золотой глобус, 1975 год
Номинации: Лучший иностранный фильм - «Франция»
- Британская академия, 1975 год
Победитель:
Лучший фильм
Премия объединенных наций
Номинации:
Лучший режиссер (Луи Маль)
Лучший сценарий
1944 год. Провинциальный крестьянский юноша Люсьен Лакомб решает бросить тяжелую и неблагодарную работу уборщика в больнице и податься в партизаны - маки. Но туда его брать не хотят, мотивируя это юным возрастом. Волей судьбы Люсьен попадает в гестапо, где прием ему оказывается куда более радушный...
Он, кажется, франк-масон, а что значит франк-масон?
Этот фильм снят о позорной и болезненной для Франции странице истории, которой являлась Вторая Мировая война. Сразу после выхода на экраны данная картина подверглась критике со стороны всех политических сил во Франции и даже советская печать не обошла данный фильм стороной, назвав его попыткой оправдания фашизма.
Действие данной картины происходит летом 1944 года «в небольшой префектуре на юго-западе Франции». Молодой санитар Люсьен Лакомб приехал в отпуск в родную деревню, где пытается вступить в маки, но ему отказывают по причине юного возраста. На обратном пути из отпуска он прокалывает шину и забредает в город, где Люсьена задерживают, приняв за партизана, и приводят в местную комендатуру. В одном из работавших там коллаборационистов Люсьен узнает своего кумира, в прошлом известного велосипедиста, и благодаря ему с юноши снимают подозрения и приглашают выпить. Изрядно выпив Люсьен сдает лидера ячейки партизан в своей деревне и его принимают на работу в немецкую полицию. Попутно Жан-Бернар, другой сотрудник полиции, знакомит Люсьена с пожилым портным-евреем Альбером Гоном и его дочерью Франс, за которой юноша пытается ухаживать...
В одном из интервью режиссер картины Луи Маль сказал, что одну из историй, подтолкнувших его к съемкам этого фильма, рассказал Жан-Пьер Мельвиль. Мельвиль рассказал, как в 1944 году он вместе с товарищем ехал поездом из Бордо в Париж и с ними в купе ехал молодой человек, который поведал им, что собирается вступить во французский батальон Ваффен-СС, чтобы сражаться с коммунистами на Восточном фронте. Но пока шел поезд, Мельвилю и его товарищу удалось переубедить этого молодого человека и позже он присоединился к маки и стал героем.
И примерно такая же история, только наоборот, произошла с главным героем данной картины.
Но Люсьен Лакомб вовсе не циничный и расчетливый подонок и не верующий в идеалы национал-социализма, его нельзя назвать уродом, монстром и другими эпитетами, которых обычно награждают отрицательных персонажей в кинематографе. Про него можно сказать, что он взрослый ребенок, которому никто не объяснил «что хорошо и что плохо». И все свои поступки он совершает с детской непосредственностью и простотой первобытного человека, для него смерть человека равносильна смерти кролика. В его устах «Viva la France» не означает восхваление страны, а лишь восхваление Франс Горн, а до Франции и бурлящих вокруг него политических и военных процессов ему нет дела. Он с одной стороны служит в немецкой полиции и занимается охотой на коммунистов, партизан и евреев, но после работы идет в дом к еврею-портному и рассказывает ему как «ваши друзья коммунисты убили нашего шефа», а позже дарит ему золотые часы, украденные из дома арестованного врача, и требует доступа к его дочери. Но из-за его детской непосредственности даже Альбер Горн не может испытывать ненависти к Люсьену.
Также фильм показывает отношение обычного населения к немецкой оккупации и Сопротивлению и это как раз сделало картину мишенью для критики со стороны и правых, и левых. По официальной точке зрения, доминировавшей в то время, французы были настроены в целом против оккупантов и была лишь кучка предателей, которые были отбросами общества и выродками.
Но в «Лакомбе Люсьене» большинство населения показано не бравыми патриотами, а довольно безразличными обывателями, которые хотят только чтобы их не трогали и не мешали заниматься их делами. А отношение к Сопротивлению со стороны основной массы населения прекрасно показала фраза одного из героев: «Мой бездельник подался в маки. Представляешь, мой сын теперь стал патриотом!». И работающим в комендатуре коллаборационистам также нет дела до идеологии, только один из них верит в идеалы национал-социализма, а остальные пошли только чтобы мародерствовать, пить и заниматься спекуляцией.
И война в фильме показана чем-то далеким, мы не увидим ни одной бомбежки, ни одного сражения, разве что радиосообщения становятся все тревожнее и тревожнее и люди начинают перешептываться о возможной победе Союзников, потому что «англо-американские войска уже достигли Руана». Но зритель знает дальнейший ход событий и даже без финальных титров он поймет, что Люсьен Лакомб станет «Лакомбом Люсьеном» в бесконечном списке осужденных и расстрелянных за коллаборационизм.
Подводя итог, хочется сказать, что Луи Маль снял свой очередной шедевр, затрагивающий очень спорную тему, и данная картина открыла для зрителей талант Авроры Клеман и Пьера Блэйза.
10 из 10
Дмитрий Давидович
Я не люблю, когда мне «тыкают»
В центре драмы - парень из деревни Солеяк по имени Люсьен Лакомб. Вот уже 4 года как Франция оккупирована нацистской Германией. Неоднородное движение Maquis - французские партизаны - включает в себя людей самых разных взглядов, ведёт антинемецкую боевую деятельность и укрывает преследуемых евреев.
И вот на фоне больших военно-политических событий начала 1944 года режиссёр Луи Маль показывает частную историю маленького человека Лакомба Люсьена.
Режиссёр предлагает зрителю посмотреть ненавязчивую историю деревенского паренька со стороны. Без всяких «хорошо-плохо», просто лицезреть. Потому что сложно расставить приоритеты, дать окончательные оценки людям и событиям в этом фильме.
При всей гениальной простоте повествования довольно сложно ответить и на вопросы, затрагиваемые Луи Малем - о сотрудничестве простых французов с фашистской Германией во время Второй мировой войны.
Для простых людей, живущих, с одной стороны в военное время, а с другой - избежавших страшной участи попасть в авангард боевых действий, эта война проходит стороной. Они всё так же живут в своих домах, работают, отдыхают, воспитывают детей и «плевать - французы, англичане или немцы выиграют войну».
Ребёнок, пусть уже «большой», Люсьен видит эти обстоятельства как само собой разумеющееся. Неоднократно он с безразличием повторяет фразу: «Мне всё равно». И ему действительно всё равно - не получилось стать маки - удалось служить в немецкой полиции. Ещё неизвестно где больше повезло. Красивая жизнь профашистских французов в особняке ему явно больше по душе, чем нищета в доме матери. Но от соблазнов нацистов Лакомб Люсьен жесток. Жесток так, как бывают жестоки дети от доброты. Его развитие идёт по сомнительной нарастающей: от простака, сидящего за обеденным столом матери, до агента полиции в модном костюме, не любящего, когда ему «тыкают».
Неплохой мальчик доставляет много хлопот. Случайной «жертвой» капризного, по-детски непосредственного Люсьена становится семья еврейского портного из Парижа Альбера Горна (шведский актёр Хольгер Лёвенадлер).
Режиссёр, так или иначе связанный с «французской новой волной», тактично показывает глубокие и одновременно тонкие психологические взаимоотношения между Люсьеном и Франс (разумеется, с долей красивого эротизма), между Люсьеном Лакомбом и Горном (еврей не может возненавидеть Люсьена), между Альбером и Франс Горн (милой девушке надоело быть еврейкой).
Бабушка Франс - пожилая немногословная еврейка Белла (немецкая актриса Тереза Гизе) - несёт в себе подтекст всего фильма: «До войны мы были лучше».
«Лакомб Люсьен» был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а также получил Премию Британской академии в двух номинациях, в том числе и как лучший фильм.
Луи Маль, выступивший и режиссёром, и сценаристом, и продюсером (то есть, как и всегда, полноценным творцом своих произведений), открыл для большого кино 28-летнюю Орор Клеман и 21-летнего Пьера Блеза. Уже после Клеман снимется в таких картинах, как «Краб-барабанщик» с Жаном Рошфором, «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и «Бон вояж!» с Жераром Депардье. Роль Люсьена Лакомба для Пьера Блеза стала ярко вспыхнувшей звездой, навсегда угасшей уже через два года.
Norberto
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.