Левиафан
В центре истории — живущий на севере Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы.
- Кадр со старой фотографией дома, которую Николай кладет на стол, показывая ее Дмитрию, был снят уже на этапе монтажа прямо в московском офисе, когда стало ясно, что сцена подвергнется значительному сокращению. Для этой съемки были вызваны и Алексей Серебряков, и Владимир Вдовиченков. Эта панорамная фотография, сделанная еще в 1929 году, найдена была исполнительным продюсером Екатериной Маракулиной в краеведческом музее поселка Териберка. Но удивительным совпадением является то обстоятельство, что точка кинокамеры с видом на поселок и дом Николая определена была на том этапе подготовки, когда у группы не было еще в руках этой старой фотографии. То есть, кто-то еще 85 лет назад поставил фотоаппарат почти на ту же точку, с которой съемочная группа решила снять эту панораму.
- В одной из сцен, не вошедших в окончательный монтаж фильма, героиня Елены Лядовой отъезжает от парковки. Сдавая назад, Елена врезалась в стоящий позади автомобиль. Все отделались легким испугом, кроме того, что режиссер фильма возместил незначительный ущерб хозяину пострадавшей машины. Таким образом, все актеры, управлявшие игровой «машиной Николая» попадали в аварию. Причем происходило это всегда именно в кадре.
- Левиафан - самый «многолюдный» фильм Андрея Звягинцева. Круг центральных персонажей составляет 8 человек. В целом в картине более 15 персонажей, постепенно вовлекаемых в полную драматизма воронку сюжета.
- Зимой (уже в декабре 2010 года) Олегом Негиным была написана первая версия сценария под рабочим названием «Батя», действие которого разворачивалось в России, но повторяло события американской трагедии, в том числе и бунт главного героя. Сценарий изобиловал ненормативной лексикой, что в некоторой степени смутило продюсера картины Александра Роднянского, и помешало запустить проект сразу по завершении работы над фильмом «Елена» (2011).
- Вторая версия сценария, уже под названием «Левиафан» была закончена осенью 2012 года и объединила в себе аллюзии на американскую трагедию Марвина Джона Химейера, историю библейского Иова и философский трактат Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
- Поиск актеров занял почти год. Между пробами Владимира Вдовиченкова и его утверждением на роль прошло несколько месяцев. В этот период времени Вдовиченкову поступило предложение о съемках в британской картине под названием «Чёрное море» режиссера Кевина МакДональда с Джудом Лоу в главной роли. Вдовиченков уже дал устное согласие англичанам, и тут ему сообщают, что он утвержден на роль в «Левиафане». Для Вдовиченкова это явилось серьезным испытанием, которое он все же преодолел в пользу работы со Звягинцевым.
- В поисках места действия фильма творческая группа картины посетила более 70 городов в радиусе 600 километров от Москвы, совершив путешествие от Пскова до Владимира, от Ярославля до Орла, заглянув даже в Беларусь. Окончательный выбор пал на поселок Териберка, расположенный на берегу Баренцева моря (Мурманская область).
- В поселке Териберка была выстроена декорация «Дом Николая», состоящая из двухэтажного деревянного дома, автомастерской и теплицы. Строительство велось с мая по июль 2013 года силами художественного департамента под руководством художника-постановщика картины Андрея Понкратова.
- Съемочный период картины продолжался с 1 августа по 8 ноября 2013 года и составил 67 съемочных дней. Съемки проходили в поселках Териберка и Туманный, городах Кировск, Мончегорск, Апатиты и Оленегорск Мурманской области, а также в Пошехонье (Ярославская область). Некоторые интерьеры, с целью экономии средств на экспедицию, сняты были в Москве.
- Для того, чтобы сродниться со своим персонажем Алексей Серебряков брал костюм своего героя накануне съемочного дня и обживал его, приезжая и уезжая со съемочной площадки в нем. Отказавшись от участия в других проектах, он не выезжал из Териберки два с половиной месяца, посвятив себя целиком съемкам в фильме «Левиафан». То же сделала и Елена Лядова, весь съемочный период оставаясь с группой в экспедиции, и не покидая места съемок фильма. Это было очень важно для того, чтобы «нажить» отношения, сделать дом Николая живым, наполненным духом самой жизни.
- Актриса Анна Уколова по просьбе режиссера поправилась для съемок на 15 кг.
- Первый съемочный день ознаменовался неприятным событием. Во время съемки первого кадра, в котором Николай и Ромка проезжают сквозь каменное ущелье, у автомобиля Nissan Terrano лопнуло переднее колесо. Находящийся за рулем Сергей Походаев и Алексей Серебряков, контролирующий управление автомобилем с пассажирского сидения с помощью специальной дублирующей системы, не справились с управлением. Автомобиль врезался в машины съемочной группы. К счастью, в аварии никто не пострадал. Находящийся в этот день на съемочной площадке Вдовиченков сказал, что это событие стоит рассматривать как хороший знак. Из-за повреждений игровой машины, съемочный план в срочном порядке пришлось изменить. Несколько первых дней пришлось снимать не по запланированному заранее графику. Для продолжения съемочного процесса, спустя несколько дней, в Петербурге был приобретен еще один автомобиль той же марки и выкрашен в тот же цвет. Параллельно с этим ремонтировалась пострадавшая в аварии машина. В результате в картине снимались две машины, обе они постоянно присутствовали на съемочной площадке. Через две-три недели, в том же самом месте, во время съемки похожей сцены, когда рано утром Николай проезжает сквозь каменное ущелье, чтобы встретить на вокзале Дмитрия, ситуация повторилась. В первом же дубле у игровой машины лопнули сразу два колеса, но Алексей Серебряков справился с управлением и аварии удалось избежать.
- В сцене первой встречи Николая с Пашей на посту ДПС, в роли напарника Паши снялся отец Сергея Походаева - Алексей.
- В сцене, где Ромка выбегает из дома встретить приехавшего Дмитрия, режиссер намеренно не предупредил Сергея Походаева, играющего Ромку, о том, что Вдовиченков будет дарить ему подарок (модель самолета для самостоятельной сборки). Эта импровизация была введена начиная с третьего дубля и в итоге вошла в фильм.
- Во время съемок сцены завтрака в доме Николая после приезда Дмитрия, Ромка дерзит Лиле, за что получает подзатыльник от отца. Снято было восемь дублей. На вопрос о том, как ему удается столь натурально изображать реакцию на подзатыльник, Сергей Походаев ответил: «Он бьет их по-настоящему».
- Сцена застолья после оглашения приговора по делу об имущественной тяжбе, в которой участвуют Николай, Дмитрий и Лиля, на этапе монтажа была сокращена вдвое.
- Кадр с мухой, бьющейся о стекло в начале сцены, когда Дмитрий перечитывает только что набранную им на компьютере жалобу на мэра, снят был спонтанно, когда режиссер случайно заметил насекомое во время подготовки к сцене.
- Сцена «Пикник у озера» снималась пять дней. Кадр, в котором брошенный Дмитрием камень «блинчиком» скачет по воде (начало сцены «Пикник у озера»), снимался отдельно от вышеупомянутого пятидневного блока. Мастерство запуска блинчиков демонстрировал лично Андрей Звягинцев по очереди с дольщиком группы Леонидом Доленко. Чей именно бросок попал в монтаж никому не известно.
- В одном из эпизодов сцены «Пикник у озера», персонажи Алексея Серебрякова, Владимира Вдовиченкова, Сергея Бачурского и Алексея Розина выпивают по полному стакану водки в честь дня рождения Степаныча (Сергей Бачурский). В результате ошибки реквизитора в первом же дубле актерам была дана бутылка с настоящей водкой, которую они и выпили. Только после команды «стоп» актеры сообщили о том, что водка настоящая. Все четверо решили, что это был розыгрыш режиссера, и едва ли верят до сих пор, что это было не так. Таким образом, актеры испытали на себе «суровый российский обычай» пить водку стаканами.
- Сцена в вагоне поезда, в которой Дмитрий возвращается в Москву, была значительно сокращена при монтаже. Снималась она в реально движущемся поезде. Однако маршрут его движения был коротким, посему съемочной группе предоставили два вагона, прикрепленных друг к другу «зеркально». Таким образом, когда поезд достиг пункта прибытия, съемочная группа просто перешла в соседний вагон. Поезд последовал в обратном направлении, однако направление движения в кадре осталось правильным.
- Скелет синего кита весом в полторы тонны и длиной 24 метра, изготовленный бутафорами на металлическом каркасе по заказу художника-постановщика Андрея Понкратова, был смонтирован в бухте рядом с поселком Териберка в течение шести дней.
- Сцена, в которой Лиля и Анжела разделывают рыбу на конвейере снималась в реальной рабочей обстановке рыбоперерабатывающей фабрики непосредственно во время ночной смены. Актрисы предварительно прошли инструктаж и встали за конвейер вместо двух работниц. Вместе с Лилей в «пазике» рыбзавода ехали жительницы поселка Териберка, настоящие работницы фабрики.
- За весь съемочный период фильма было отснято три с половиной часа полезного материала, на что было потрачено 85,000 метров пленки Kodak.
- Монтаж фильма занял 50 дней.
- Фильм был показан отборщикам 67-го Каннского международного кинофестиваля еще до окончания процесса монтажа, а также работ по сведению звука и был принят в основную конкурсную программу. Премьера фильма состоялась в последний день фестиваля, 23 мая 2014 года.
- Один из американских кинокритиков Тодд МакКарти в декабре 2014 года составил список из самых главных десяти фильмов уходящего года. В этой десятке первую строчку занял «Левиафан» (2014).
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- История создания фильма Левиафан началась в 2008 году. На съемках новеллы Апокриф для киноальманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2008), переводчица и ассистент Андрея Звягинцева Инна Брауде рассказала ему историю о сварщике из штата Колорадо Марвине Джоне Химейере, у которого новые владельцы цементного завода решили выкупить мастерскую, расположенную на их территории. Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда управление завода попросту огородило его забором. Отчаявшись бороться за свою собственность, пройдя все круги бюрократической судебной и исполнительной системы, он оборудовал многотонный бульдозер пуленепробиваемой броней, буквально запаяв себя в кабине трактора, и выехал на нем из своей мастерской. Он разрушил все постройки цементного завода, полностью снес забор, отгородивший его от внешнего мира и направился в город. Полиция пыталась препятствовать ему чем только могла, в него было выпущено более двухсот пуль, были сооружены заслоны из тяжеловозов, но все их старания были совершенно напрасны, он сметал на своем пути все, а по въезду в город методично снес около десятка административных зданий и, завершив свое возмездие, в громкоговоритель сказал, что «до сих пор никто не хотел его слышать, теперь же услышали все». После чего в кабине своего бульдозера он покончил собой. В этом инциденте не пострадал ни один человек, кроме самого Химейера.
- После того, как он узнал историю Химейера, режиссер натолкнулся на текст, пересказывающий средневековую хронику времен Мартина Лютера (Михаэль Кольхаас). Сюжет этой новеллы, написанной Генрихом фон Клейстом был почти до деталей схож с историей Химейера. Ясно было, что это вечный сюжет, исток которого, при определенном усилии, можно найти и в истории несчастного библейского Иова. Потому совершенно не имеет значения, где именно могли бы разворачиваться события этой драмы. История о столкновении человека и власть имущих универсальна. Скоро была найдена и еще одна аллюзия - параллель с текстом английского философа XVII века Томаса Гоббса. Между этих сюжетов и идей и выстроен скелет Левиафана.
- В фильме есть сцена, в которой герои Алексея Серебрякова, Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова приезжают на центральную площадь вымышленного города Прибрежный, на которой расположен памятник Ленину. Любопытно, что на одной из детских фотографий, предоставленной Еленой Лядовой для съемок, она вместе с матерью стоит на точно такой же площади. Это фото стоит на трюмо в доме Николая и его можно увидеть в сцене, когда к Николаю приезжает Паша, чтобы сообщить о том, что пропавшую Лилю нашли.
- Во время съемки сцены, в которой Анжела и Паша приезжают предложить Ромке свое опекунство, в декорации «дом Николая» прямо во время дубля начался пожар. К счастью в тот день было решено отложить обеденный перерыв, чтоб не прерывать съемку сложной сцены, и потому группа не ушла из декорации и вовремя обнаружила дым, идущий из-под стены, что позволило нейтрализовать источник возгорания и предотвратить преждевременную гибель декорации.
Господь, жги!
Раньше у нас были крылья, но мы ушли в воду
И наше дыхание стало прибой.
БГ
Надежда и опора интеллектуального российского кинематографа Андрей Звягинцев явил себя миру, казалось бы, продолжателем традиций Тарковского с его внесоциальной философией и визуальной метафоричностью. Но уже драма «Елена», опровергнув представления о режиссере как о генераторе искусства ради искусства, теперь выглядит генеральной репетицией перед прицельным выстрелом в сердце всем думающим людям, которым стал фильм «Левиафан».
Жесткий, беспощадный к зрителю сюжет в сочетании с фирменным стилем Звягинцева, отточенным до совершенной лаконичности и предела выразительности, потрясает, выворачивает душу своей зашкаливающей правдой. Безысходность, горечь и боль, которые ядом растворены в крови осознающих время, место и события последних лет - в этом фильме они приходят наяву, им можно посмотреть в глаза. Актуальный до физической дрожи, спонсированный Минкультом то ли по незнанию, то ли желанием слукавить Западу, что свобода слова в России все-таки есть, «Левиафан» - это событие в российском социуме, выходящее далеко за рамки фестивального кино.
Холодная беспристрастная северная природа, ледяное Баренцево море с остовами сгнивших никому не нужных теперь кораблей и останками древних Левиафанов-китов то ли невинно убиенных, то ли суицидных осколков прошлого. Напряженное ожидание чего-то страшного, которое как биение сердца - в каждом кадре, в каждой самой невинной сцене. И история русского трудяги Иова, положенная на мифологическую основу чуть меньше, чем на современную реальность. Судьба Иова без счастливого библейского конца, а с концом реальным здесь и сейчас, в Левиафане-государстве Гоббса, сжирающем своих праведных сыновей.
В холодном мире «Левиафана» символизм и актуальность сплетаются воедино: и иконы вперемежку с фотографиями голых баб в машинах ментов под тюремный шансон, и «соработничество» РПЦ и преступности в лице государства под рыбку и водочку, и Pussy Riot, мигающие то здесь то там, и полное бессилие правового подхода в отстаивании справедливости и, в итоге, зло, ненависть и смерть, продаваемые доверчивым и спонсируемые хитрыми гражданами под личиной духовных скреп.
Здесь правды нет, но нет ее и выше, - своим мощнейшим антиклериальным посылом Звягинцев размазывает по стенам всю идею божественной благодати и христианского смирения, оставляя лишь постулат о том, что «надежда тщетна» (кн. Иова). Этот фильм - не критика государственной машины, а приговор без обжалования. Это фильм о времени, в котором мы живем, это голос в беспросветной тьме, и сегодня - счастье, что этот голос прозвучал.
Avanti
Диссидентское кино
На исходе осени исполнилось ровно полгода со дня первого - каннского - показа последнего фильма Андрея Звягинцева. 13 ноября, он должен была выйти в российский прокат. Но буквально накануне прокатчики передумали и передвинули релиз на февраль месяц, мотивируя это тем, что именно в это время стартует гонка за премию «Оскар», на которую «Левиафан» был выдвинут Россией. Таким образом, картина доберётся до нашего зрителя - в лучшем случае - ровно через 9 месяцев после мировой премьеры, в течение которых можно было успеть выносить и родить ребёнка.
Мы живем в интересное время, когда в роли главного из искусств окончательно утвердилась еда, кино же встроили во вторичный контекст - распределения наград, а не того главного, для чего (и кого) оно существует - насущной потребности зрителя. Поэтому и не удивительно, что самый главный фильм этого года никто не спешит показывать. Поэтому также не удивительно, что прокатывать его в России собирается подразделение компании «Двадцатый Век Фокс», решившее пристроить его в оскаровскую обойму и, сэкономив изрядно на рекламе, еще и заставить работать на реноме этой давно и сильно переоцененной премии, призванной главным образом пиарить голливудскую продукцию, которую данная компания как раз и продвигает на наш рынок.
В общем, с позиций маркетинга всё сделано правильно. А сегодня именно он и определяет правила игры на рынке, где кино выступает всего лишь товаром. Даже такое значимое для нас сегодня, как «Левиафан». Продемонстрировав уже давно утраченную в нашем кино способность трагического осмысления действительности, Звягинцев бросает в нём вызов власти, и, по сути, встаёт с этой работой в один ряд с Эйзенштейном и Тарковским. Оба они немало натерпелись в своё время с «Иваном Грозным» и «Андреем Рублевым», которые, в свою очередь, были также на несколько лет отлучены от зрителя из-за сомнительного идейного содержания. Отодвигая сроки выпуска «Левиафана» на экраны, все причастные к этому люди невольно «шьют» замечательную биографию её создателю, при упоминании имени которого всё чаще хочется говорить уже не просто «режиссёр», а «художник».
В смысле - творец, само присутствие которого должно уже вызывать серьёзное беспокойство у власть имущих. В том смысле, что теперь они с повышенным волнением должны ожидать каждого его нового опуса. В «Левиафане» Звягинцев вроде бы не говорит ничего принципиально нового из того, чего бы мы ни знали про нашу жизнь. За исключением разве что неожиданного финала, в котором, впрочем, кто-то увидит всего лишь злобный анекдот. Однако из всех «шаблонных» представлений он выстраивает такую угнетающую, если не сказать - душераздирающую историю, что и спустя несколько месяцев не знаешь, куда бы от неё деться. Этот фильм до сих пор преследует меня с того самого «закрытого просмотра», который был устроен в Новосибирске 30 июня (как раз накануне принятия закона о запрете мата), и, по сути своей, оказался своеобразной тайной вечерей для местной интеллигенции.
Три сотни приглашенных на неё стали не просто свидетелями главного экранного события года, но, может быть, и единственными в Сибири, кому повезло увидеть подлинник. Ведь, кто знает, в каком оскоплённом виде, предстанет февральский «Левиафан» на экранах. Не исключено, что аналогичным тому, что представил собой в телевизоре премированный в Венеции последний фильм Кончаловского, не только запиканный (из-за присутствия матерщинных выражений), но ещё и «обклеенный со всех сторон» предупреждениями о том, что курение опасно для нашего здоровья. Звягинцев напомнил «Левиафаном» о том кино, которое мы потеряли. О кино сильных, обезоруживающих своей мощью художественных образов. Именно они и были всегда главной силой советского кино, его тяжелой артиллерией, которой власть боялась, как чёрт ладана.
Казалось, такое кино у нас уже окончательно разучились снимать. Те немногие, кто умел когда-то, стали теперь придворными художниками, а новое поколение, воспитанное на кооперативных поделках и клипах, мыслит уже в принципиально других масштабах, думая не столько о зле, сколько о бабле. И в этом смысле «Левиафан» может стать своеобразной путеводной звездой для тех, кто всё ещё «по старинке» готов всерьёз относиться к кинематографу, как к искусству. А власти, которые много чего сейчас делают для того, чтобы вернулись «старые добрые времена», невольно способствуют возрождению забытых традиций. Когда для того, чтобы обойти цензуру, творцам приходилось прибегать к иносказаниям - аллегориям, метафорам и символам, то есть - говорить эзоповым языком.
Надеюсь, что за оставшиеся два месяца до премьеры «Левиафана» (полагаю, она всё-таки состоится) российский зритель вряд ли успеет к нему охладеть, мы ведь ждали последнюю работу Германа почти 15 лет. Тем более, как мне представляется, это кино будет первым - откровенно диссидентским - фильмом нового «нью-советского» времени. Став своего рода точкой отсчёта, оно даст понять, что из всех прошлых культурных ценностей, реставрируемых теперешней властью, едва ли не самой неоспоримой был и остаётся авторский кинематограф больших мастеров. А то, что Звягинцев уже стал таковым, как раз и свидетельствует «Левиафан».
Малов-кино
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.