Нож в воде / Nóz w wodzie
Обеспеченная пара из Варшавы — Анджей и Кристина по дороге на Мазурские озера, где собираются провести уик-энд, подбирают молодого человека, путешествующего автостопом. Хозяин яхты приглашает его провести с ними день на озерах. Анджей пытается использовать любую возможность, любой предлог, чтобы показать свое превосходство, опыт, зрелость. Напряжение нарастает, доходит до физического столкновения…
- «Нож в воде» - первый польский фильм, номинированный на «Оскара».
- Яхта, которая снялась в фильме, прежде принадлежала Герингу. Во время Второй мировой войны она была затоплена на Мазурских озерах, но потом поднята с дна и восстановлена. Ее настоящее имя - «Рекин», что означает «акула».
Оскар, 1964 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке - «Польша»
Британская академия, 1964 год
Номинации: Лучший фильм
Венецианский кинофестиваль, 1962 год
Победитель: Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
Номинации: Золотой лев
Супруги Анджей и Кристина, собравшиеся отдохнуть на собственной яхте, по дороге на озера едва не сбивают на шоссе путешествующего студента. Молодому человеку все равно куда ехать, и он с удовольствием соглашается провести уик-энд на яхте новых знакомых. Юноша оказывается интересным собеседником, но мало-помалу между ним и самоуверенным Анджеем начинаются размолвки, перерастающие в открытый конфликт. Однако покинуть яхту, отчалившую от берега, студент не может, и ему ничего не остается, кроме как принять правила игры в «настоящего мужчину», навязанные Анджеем. © Fast-Torrent.ru
Со мною нож, решил я, что ж...
Это первый и единственный польский фильм будущего классика. Поланскому на тот момент было 29 лет, но рука мастера чувствуется: всего три действующих лица, вполне архетипических и привязанных к польской действительности 1962 года лишь уздой соцреализма, которую режиссер постарался сделать как можно тоньше; просторная и вместе с тем клаустрофобическая сцена - маленькая яхта посреди огромного озера; в зачаточном (или я бы сказал, эмбриональном) виде присутствуют темы, которым автор посвятит свое дальнейшее творчество: психологическое противостояние, насилие, секс; отличная операторская работа (учитывая маленький бюджет, скромное техническое оснащение и трудности съемки на воде); и, наконец, джазовое музыкальное сопровождение - большой прорыв по тем временам!
...Преуспевающий 40-летний писатель с молодой женой едут на собственной машине (Пежо снаружи, Мерседес изнутри - метафора элитарной жизни в соцстране), чтобы провести выходной на собственной яхте. По дороге они подвозят молодого попутчика, который едва ли не бросается под колеса. Муж по началу выражает недовольство его присутствием, но потом, ни с того ни с сего, приглашает парня прокатиться с ними на яхте. Не иначе для того, чтобы показать жене, что он еще ого-го и круче всяких смазливых сопляков!
Весь дальнейший сюжет - соперничество двух мужчин из-за женщины: матерого и доминантно-агрессивного и молодого, симпатичного, но более слабого и пассивно-агрессивного. У молодого, однако же, есть большой фрейдистский нож, которым он всю дорогу демонстративно поигрывает. Женщина, немногословная, но себе на уме, наблюдает за соперничеством с явным удовольствием, мягко останавливая обоих, когда столкновение грозит принять физический характер...
Режиссер очень умело нагнетает напряжение, то усливая, то ослабляя, балансируя на грани... чего? Мотивы попутчика не вполне ясны: он может оказаться молодым уголовником, который играет с парой в кошки-мышки, прежде чем зарезать мужа и трахнуть жену, а может - вполне безобидным студентом, любителем побродяжничать на природе. Моя испорченность просмотром современных триллеров (включая того же Поланского) заставляла ожидать что вот-вот прольется кровь, но не совсем выветрившаяся память об искусстве соцреализма, остужала эти горячие ожидания. В социалистическом кино такого быть не может, ведь его тема - не насилие и секс, а сложные морально-нравственные... уааааау... хррр...
alex-virt
Первое, что замечаешь, начиная смотреть этот фильм, так это превосходную операторскую работу. Кадры настолько лаконичны и просты, настолько хорошо построены, что радуется глаз. И ничего лишнего.
Три актера. Слышал, что Хичкок мечтал снять фильм, уместив всю съемочную площадку в лодке. Полански далеко не ушел: 3/4 действия фильма разворачивается на небольшой яхте.
Сюжет тонок, идея стара как мир: столкновение 2-х поколений, отцов и детей. Почему «Нож в воде»? Нож здесь является символом молодости, дерзости гостя хозяев яхты, которого они взяли себе в попутчики. Молодой человек всегда носит его с собой. Это его орудие, подспудный козырь в игре с Анджеем и с представителями старшего поколения.
Пытаясь как можно быстрее водить острием ножа между пальцев, парень дает знать о своей ловкости и быстроте реакции, хотя бывает сам себя ранит. Это не игра в «соломинку», где залогом победы является терпение, аккуратность, расчет, присущие Анджею. Здесь поощряется риск. Стремясь подражать своему молодому гостю, Анджей понимает, что ему не повторить его трюк.
Посмеиваясь над юношей, ставя его в глупое положение, сталкивая с корабельным бытом, с которым тот совершенно незнаком, он чванливо показывает свое превосходство, дает ощутить разницу в возрасте, в опыте, в понимании жизни, которая их разделяет. Юноша любит ходить пешком, Анджей любит плавать на яхте. Ходьба - это, прежде всего, активность, непоседливость, постоянное движение вперед. Плавание на яхте требует определенных умений. Яхта может стоять, может неспешно скользить по воде, либо нестись со скоростью несколько узлов. Все зависит от ветра, который надувает парус. Но когда наступил штиль, юноша взял весло и принялся грести: он не хочет останавливаться.
Что касается Анджея, то у него есть свой «нож» - его жизненная мудрость, опытность, уверенность в себе, невозмутимость. Показательна финальная сцена: автомобиль стоит на перекрестке, Анджей не знает, как поступить...
Герои похожи. Юноша - отражение Анджея, смотрящего на него с высоты своих лет. Только Анджей находится в плену своего тщеславия, представляя собой образ видавшего виды мужчины, познавшего жизнь. Он выпендривается перед юношей, завидуя его молодости. Тот, в свою очередь, прост и непосредственен. Но завидует опытности Анджея, горит желанием научиться тому, что он умеет.
Полански ненавязчиво, мастерски ведет сюжетную линию. Строгий стиль, эффектная музыка. Замечательный дебют великого режиссера.
Desperado
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.