После мрака свет / Post Tenebras Lux
Хуан и Наталия — классическая пара из Латинской Америки с двумя чудесными маленькими детьми. Они покидают Европу, оставляя в прошлом богемные тусовки, эротические эксперименты и привычный им социум — ради тихой и спокойной семейной жизни на родине, в Мексике, в их уединенном доме в горах. Нанимая строительную бригаду из местных жителей, чтоб привести дом в порядок, супруги неожиданно встречают среди них непримиримого врага.
Каннский кинофестиваль, 2012 год
Победитель: Лучший режиссер (Карлос Рейгадас)
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Чистейшего кино чистейший образец
Рейгадас окончательно размыл границы между вымыслом и реальностью
Спустя полтора года после каннской премьеры в сети отыскалась картина, получившая приз за лучшую режиссуру на предпоследнем «чемпионате мира по кино». Хотя правильнее будет сказать, что получил его не фильм, а сам режиссёр, уже не раз сравниваемый с Тарковским и прочими выдающимися метафизиками кинематографа. Собственно, мексиканец Карлос Рейгадас и не скрывал никогда, что подался в кино после того, как увидел работы Андрея Арсеньевича.
Судя по изменению статуса наград, неизменно получаемых Рейгадасом на том же Каннском фестивале, всё идет к тому, что уже следующий его фильм вполне может получить «Золотую пальмовую ветвь». Даже притом, что эта его работа, о которой сегодня речь, вызвала самые противоречивые мнения и была тотально проигнорирована прокатом. Если верить «Кинопоиску», в США её посмотрели меньше пяти тысяч зрителей, в Португалии - 1 тысяча, а в России всего 248 человек! Кажется, это самое маленькое число официальных зрителей, которое до сих пор мне встречалось в отчётности прокатчиков. И между тем, я рискну утверждать, что это лучшая игровая лента из тех, что были сняты в 2012-м году.
Уже самый первый кадр, где примерно трёхлетняя девочка стоит на мокром поле, по которому носятся лошади, коровы, собаки, а полыхающие зарницы на заднем плане превращают и без того неземной красоты горный пейзаж во что-то совершенно немыслимо живописное и завораживающее, намертво приковывает внимание. Потом в течение почти двух часов как бы бессвязно будут соединяться разрозненные эпизоды, в большей части которых будут присутствовать номинально главные герои - Хуан и Наталия, поселившиеся с двумя малолетними детьми где-то в глухой мексиканской глубинке. Судя по изменяемому возрасту детей, время не раз перенесётся вперёд и столько же раз возвратиться назад. Логических связей в этих переносах обнаружить вряд ли удастся. Но самое интересное, что такой необходимости и не возникнет. Во всяком случае, у меня не возникло.
«После марка свет» - чистейшего кино чистейший образец, где разрушаются многие стереотипы восприятия, и отпадает привычная нужда в причинно-следственных связях. Это кино воспринимается как абсолютная поэзия, в которой один образ теснит другой, а жанровые условности перемешиваются с такой лёгкостью, что ты даже не замечаешь их границ. Вот почему появление демона, или чёрта без плоти, не выглядит здесь казусом или инородным явлением, а незавершенность основной истории не только не раздражает, но кажется вполне естественной необходимостью, чтобы можно было пустить, наконец, на экран финальные титры.
Рейгадас снял кино, где знаменитый магический реализм, который мы обыкновенно ассоциируем с книжками Маркеса или Борхеса, картинами Магритта или Шагала, обрёл не просто кинематографическую плоть и кровь, но я бы даже рискнул сказать - завершённость. И даже минимальное нарушение этого баланса приведёт либо к чистой магии в духе Кастанеды, либо к документализму в духе этнографического сериала Национального географического общества. Рейгадас каким-то шестым чувством ощущает эту уязвимую грань, на которой, собственно, и базируется не только его художественный вкус, но и кинематографический стиль.
И когда уже полностью оказываешься во власти его вИдения (или видЕния), то не просто прощаешь ему чрезмерно смелые, я бы даже сказал - вызывающие (и дело тут не только в подаче традиционной для Рейгадаса эротики), или умопомрачительные кадры (от одного из них я буквально охнул, поскольку никогда такого не видел и представить себе не мог ничего подобного), но принимаешь их, как единственно возможные...
Малов-кино
Включите все органы чувств
Фильм держит внимание каждым кадром. Это почерк Мастера кино. Притягательный киноязык не отпускает и вовлекает.
В удивительные мексиканские пейзажи, с диковинными живыми деревьями, которые разговаривают и занимаются любовью, в зеленные долины с крутыми горами.
Среди этой буйной зелени, так констрастирующей с зимой вне кинозала, живут люди, домашние животные, колибри и потустороннее существо.
Пронзительно милые дети и взрослые, загнавшие себя в бездну пороков - мало отличимы от нас. В этом фильм, созданный мексиканцами и европейцами, ближе голливудской продукции.
Снято шикарно. Операторская работа, красивые кадры, красота лиц и сцен, буйство природы, богатство красок, живописные натюрморты - этого очень много. Что дополнено режиссурой, награжденной в Каннах, - высшей пробы.
Фильм шокировал меня трижды. Заставил вспомнить «Рай: Любовь» Ульриха Зайдля.
Обнаженные люди, красивые и безобразные, толпа тел, вызывающая сексуальность поведения оттолкнули меня, и дело не в ханженстве. И даже тут я не отвел взгляда, что сделал на показе фильма Зайдля. Фильм держит внимание каждым кадром.
Подобные чувства переживают женщины из романов Кундеры - Тереза из «Невыносимой легкости» и Ружена из «Вальса на прощание». Ценность молодости и красоты стирается нарочитым бесстыдством. От этого чувства больно, и больше начинаешь ценить любовь и людей.
Подобно «Вавилону» Алехандро Гонсалеса Иньярриту фильм крутится вокруг трагедии. И тут каждая сцена наполнена ожиданием бури, предчувствием трагедии.
Очередной апокалипсис прошел. Мир исчез. Исчезли проблемы и зло, сотворенное людьми. И тема апокалипсиса уйдет из кино, время вновь потечет ровно и широко, люди станут лучше, цивилизация обновит себя.
«Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...» Лев Толстой. «Война и мир»
10 из 10
моя_фишка
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.