Прощай, Бафана / Goodbye Bafana
В основу ленты положена книга Джеймса Грегори и Боба Грэма, повествующая о белом южноафриканском расисте, в течение 20 лет охранявшем прославленного политзаключенного Нельсона Манделу, который в итоге коренным образом изменил его жизнь. Один из авторов книги Джеймс Грегори вырос на ферме в Транскее и с детства прекрасно говорил на африканском языке коса. Став тюремщиком, он пользовался этими знаниями, шпионя за Манделой и другими темнокожими заключенными, которые и не подозревали, что он понимает их речь.
Трилогия:
Берлинский кинофестиваль, 2007 год
Победитель: Приз Peace Film Award
Номинации: Золотой Медведь
Фильм, представляющий историю 28-летнего заключения Нельсона Манделы в южно-африканской тюрьме глазами белокожего охранника Джеймса Грегори.
С детства понимая африканский язык коса, он много лет на службе доблестно выполнял свою работу, следя за знаменитым заключенным, ограничивая его свободу... и постепенно все больше проникаясь уважением к нему, испытывая если не дружеские чувства, но основательную симпатию.
Однако, даже не приветствуя режимную политику страны, которой служит, сломить систему Грегори не планирует, оставаясь ниже, слабее своего «тюремного подопечного».
Если даже не принимать во внимание политический базис сюжета, фильм хорошо смотрится как достойно снятая драматическая история о людях чести, людях цели.
7 из 10
Martishka
«Я сижу дольше, чем Мандела. Вы хотите, чтобы я баллотировался в президенты?» (с) Джон Мейсон.
Долгих двадцать восемь лет Нельсон Мандела отсидел за благое дело, за то, что подрывал государственный строй «белой» Южной Африки времен апартеида и боролся за права жителей «черной» Южной Африки, этих прав практически полностью лишенных. Разумеется, будучи настолько радикальным деятелем и обладая всеми необходимыми для революционеров и прочих бастующих качествами, Мандела был обречен, погибнуть (что, вероятно, привело бы к войне между белыми и цветными), или быть лишенным возможности влиять на своих сторонников, через лишение свободы.
Осуществлять деятельность по подрыванию госстроя из мест лишения в разы сложнее, Мандела не стал исключением, тем более к нему был приставлен специально обученный человек, свободно говорящий на языке негров Южной Африки и со спокойной душой делающий свою работу по ограничению возможностей Манделы общаться с близкими и сторонниками.
Два десятилетия окружая Манделу своим вниманием и ежедневным контролем, Джеймс Грегори просто привык к очень умному, спокойному и сильному духом негру, стал для него (по фильму, конечно же) близким человеком. Возможна ли дружба между конвоиром и осужденным? на этот вопрос фильм прямо не отвечает, но всеми правдами намекает на утвердительный ответ.
«Прощай, Бафана» рассказывает о двух разных людях оказавшихся по противоположные стороны тюремной решетки. Фильм предсказуемо построен на полном моральном превосходстве Манделы над любыми попытками охранников-расистов, довести его до непоправимых действий.
Также предсказуемо и прямо картина говорит, что Нельсон Мандела, даже будучи лишенный свободы, является куда более сильным и стойким человеком со своими принципами и идеями, чем Грегори, обреченный идти на поводу у действующей системы, даже понимая её неправильность.
Для биографического фильма здесь слишком мало жизни Манделы, фильм предпочитает показать силу воли и стойкость человека, и не важно из чего он сделан, будь то реальный прототип у героя, будь он вымышленным персонажем. Конечно, нарекая своего героя Манделой Билле Аугуст обязан был просветить непросвещенных о могущем человеке из Южной Африки. Напомнить забывшим об ужасных временах апартеида, и показать жаждущим, как система, через террор контролировала действия представителей другой расы.
Ведь не важно, что с падения режима апартеида в Южной Африки увеличилось число ВИЧ-инфицированных и уличной преступности, важно другое, раньше у чернокожих жителей Южной Африки не было права на свободное перемещение по родине, на занятия бизнесом или даже избирать и быть избранными. Сейчас уже черные имеют равные права с белыми, с моральной и юридической стороны вопроса это правильно, а вот как оно окажется в историческом плане...
Авторам картины удалось заполучить в свои руки двух небезызвестных голливудских актёров Джозефа Файнса и Дайан Крюгер, играющих здесь супругов Грегори. О талантах Файнса сказано-пересказано, и Шекспира сыграть может, и не Шекспира, даже кино снимать умеет, пусть и короткометражное, зато расхваливаемое. О Крюгер с каждым её фильмом говорить приходиться больше, то она что-то одно сделает криво, то что-то другое не доделает, однако будущая миссис Джерри «мульти-пульти миллионер» Брукхаймер с каждым фильмом на экране появляется реже, то два эпизода в «Охоте Ханта», то небольшая (все же) роль здесь. Выделяется она из фильма «Прощай, Бафана» по сравнению со своими другими работами, тем, что здесь она не блондинка. Да и пару печальных эпизодов не проваливает. Прогресс есть.
Отмечать особо исполнителя роли Нельсона Манделы также не приходится, актёр Дэннис Хейсберт весь фильм проходит со спокойным выражением лица, меняясь в лице только с помощью гримеров-стилистов, которые всю вторую половину фильму добавляют ему седин.
Фильм, конечно, имеет право на существование, тем более с 90-х гг. ХХ века с каждым днём всё больше и больше времени проходит, кинематографистам приходится напоминать, жил был такой человек Нельсон Мандела, он Южную Африку освободил, и он - просто герой.
VasekVVV
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.