Свой среди чужих, чужой среди своих
Россия, 1920-е годы. Чекисты собираются отправить в Москву экспроприированное у врагов революции золото, однако планы доставки приходится пересмотреть: неожиданно выясняется, что в губернском ЧК действует предатель. Кто-то предупреждает белых офицеров, и саквояж с драгоценностями похищают прямо из вагона. Подозрение падает на бывшего красноармейца Егора Шилова, его арестовывают и допрашивают, но ему удается бежать. И теперь, чтобы оправдаться в глазах товарищей, Шилов должен самостоятельно найти предателя и похищенное золото. © tvcok.ru
- Основная часть съёмок прошла в Чечено-Ингушетии под Грозным. Снимать картину в Чечне Никите Михалкову посоветовал танцор Махмуд Эсамбаев, друг семьи Михалковых и один из известнейших уроженцев тех мест. Он утверждал, что такой красивой натуры, как у него на родине, нет больше нигде. Кроме того, отец режиссёра, поэт Сергей Михалков, был народным депутатом от Чечено-Ингушской АССР.
- Сцена расстрела предателя в ЧК взята из кинопроб. Актёр сначала в одной рубашке, через минуту в другой, сначала с бородой, потом без бороды.
- Эпизод, в котором Каюм пытается сбросить Шилова с обрыва в реку, но в итоге сам оказывается в воде, снимался на реке Аргун. Константину Райкину надо было упасть с 12-метровой скалы в бурный водоворот. Перед съёмкой сцены долго не могли измерить глубину реки - шест сносило сильным течением. Тогда вместо шеста опустили стальной рельс. Показалось достаточно глубоко, но как выяснилось, рельс тоже снесло, и на самом деле глубина в том месте была около 2 метров. Температура воды в реке Аргун - 3 градуса. К счастью, съёмка эпизода обошлась без травм, сняли с первого дубля.
- На Никиту Михалкова едва не завели уголовное дело по обвинению во взяточничестве. Для съёмок в массовке были приглашены местные жители. Администратор объявил: «Нужно приходить с паспортом, конный - 10 рублей в день, пеший - 5». Разумеется, имелся в виду гонорар за съёмку, но актёры массовки, воспитанные в традициях местного менталитета, решили, что речь идёт о взятках за право на участие в съёмке. И вложили в свои паспорта - кто десятку, кто пятёрку. В результате режиссёр сумел отбиться от претензий ОБХСС только благодаря своему знаменитому отцу.
- Когда эпизод с ограблением поезда был уже отснят, выяснилось, что практически вся отснятая плёнка с данной сценой оказалась бракованной. В начале ноября 1973 года в Чечне внезапно испортилась погода и выпал обильный снег. Снимать в таких условиях стало невозможно, и эпизод пришлось переснимать уже в Азербайджане в окрестностях Баку.
- По сюжету Шилов должен был дать в ухо Лемке. Юрий Богатырёв категорически отказывался это делать, не желая причинять боль другому человеку. К уговорам режиссёра присоединился сам Александр Кайдановский, умоляя ударить его. В результате Никита Михалков не выдержал и закричал: «При чём тут ты? При чем тут Саша? Встречаются чекист и белогвардеец. Это единственное, что должно тебя интересовать!» Больше Богатырёв спорить не стал.
Чертовски модно ныне обвинять Михалкова во всех смертных грехах, особенно часто пеняют ему тот факт, что прекрасно уживался человек с любой властью, и много имел от плодов ея.. И не то, чтобы я был уж таким великим его поклонником, и могу понять, не принимая, когда кто-то обвиняет его в отсутствии вкуса или ума, или таланта, но когда его начинают прилюдно величать лизоблюдом мне становится как-то неприятно. Ведь есть объективная реальность, данная нам в ощущениях, и всё такое. К примеру, вот эта картина вроде бы про революционную юность отцов, безграничную веру в светлое будущее и преданность Советской Родине.
В главных героях здесь имеем достославную Тройку, большевистское наместничество в провинции, Губком, управляющий территорией размером, похоже, с пол-Европы. Такие великолепные, такие юные и красивые Солоницын, Пороховщиков и Шакуров. Их персонажи только что победили в тяжелой войне, выгнали почти всю сволочь за границу Родины, грозные альбатросы, короче, и так далее. Строят новую жизнь на вверенном партией участке. Но ведь, если убрать романтическую музыку и инфернальные флэшбэки, остаются сцены, где они нелепы и совершенно беспомощны.
Секретарь Губкома, пребывающий в состоянии непрерывной истерики, застенчивый и интеллигентный председатель ЧК (вероятно, из военспецов) перманентный ужас в глазах которого от осознания, в какую он вляпался блуду, бухгалтер-кавалерист из породы людей, главный и единственный аргумент которых - какое-нибудь холодное оружие (сабля или шашка, я не очень в этом).
Люди, умеющие только воевать, убивать, разрушать к мирному созиданию не способны, они это не могут, зачем они этим занимаются? И в сцене, где Забелин рвёт и мечет, как говорится, совсем уж всё чёрным по белому. Умиления не вызывает. Верят ли они в светлое будущее? Безусловно. Знают ли, что делать? Понятия не имеют. Но есть партия, которая всё расскажет, которая здесь где-то всегда незримо, поминаемая по поводу и без.
По сюжету для скорейшего наступления означенного будущего необходимо собрать некие материальные ценности. Понятно, что сам процесс оставлен за кадром, потому что слишком хорошо известно, как такие задания партии выполнялись. Но ценности для голодающих, так что всё в общем романтическом контексте. Собрать то собрали, но не уберегли. Автор чётко проводит грань, разделяет момент, когда в наших героях заканчивается человеческое, и включается механизм, который не рассуждает, не любит, не верит. Ищем предателя.
Шилов появляется на экране уже как потенциальный предатель, несмотря на то, что он - общий друг и соратник. Они бы ему верили, если бы не закон военного времени, который включается автоматом. Но что это за закон такой богомерзкий, и что это за дружба такая ублюдочная, согласно которым человек в мгновение ока становится предателем?
Закон един: либо веришь, либо нет, либо друг, либо что-то иное. Каин он или Авель не суть, как говорится, твои проблемы, будь внимательнее. Шилов, прошедший войну, несмотря на словеса бывших друзей про «разобраться», понимает, что его везут убивать, в крайнем случае дадут покемарить до рассвета, поэтому предпринимает ответные действия.
Всё дальнейшее - путь самурая. Обычного русского самурая, который что-либо делает или не делает не для того, чтобы отмыться или что-то там вернуть, а потому что без вариантов, потому что есть ритуал, или набор нравственных аксиом, или закон этой земли, или ещё как-нибудь назовите. Нет у него партии никакой, и винтиком он быть не желает. А новая власть еще только началась и уже истерит, агонизирует, врагов видит везде. Кто у нас следующий по списку? Кунгурова проверим. А если б левой рукой коробок поймал? Пауки в банке. Власть, пожирающая себя с самого начала, запрограммированная на самоуничтожение.
В финале ведь тоже все черным по белому: бывшие товарищи бегут, а расстояние, как в истории со стрелой, не долетающей до цели, никак не уменьшается, флэшбэки, где они ещё друзья и кажется навеки, но здесь и сейчас уже непонятно, чему они больше радуются, живому и не предавшему никого Шилову или возвращенному золоту, а, следовательно, отсроченному пока трибуналу, который их рано или поздно всё равно настигнет.
Пока всё хорошо. Но ведь если нет в природе такого закона, чтоб прощать предательство, следовательно, и подозрение в предательстве прощать нельзя. Подозрение есть уже свидетельство, что вроде как мог. Пусть не сделал, но мог. И на хрена тогда оно всё? Но это другая история.
В общем, как не царапай столп, в канаву не сбросишь. На моей памяти таких откровенно антисоветских в то же самое время столь изящно исполненных фильмов и нет вовсе.
Можно лишь восхищаться мастерством автора, который свое отвращение завернул в столь заманчивый, элегантный и романтический фантик, заставив тем самым всех хлопать в ладоши.
10 из 10
denis_sp
Великолепный фильм о том лучшем, что было в лихие постреволюционные годы, - о людях с идеалами и убеждениями, которые мечтали о светлом будущем и отдавали свои жизни за свою веру. Они пронесли через годы свою дружбу и человек не был для них важнее идеи.
Не их вина, что они не сумели воплотить в жизнь свою мечту, это удел идеалистов и романтиков. Фильм определенно не для духовно нищих людей, которые с усмешкой будут говорить об абстрактных идеях и конечном итоге революции, щеголяя своим прагматизмом и приземленностью.
Великолепная музыка. Прекрасные актеры, особенно Богатырев.
10 из 10
denis_arh
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.