Три обезьяны / Üç maymun
Существует японская притча о трех обезьянах. Одна из них закрывает лапками свои глаза, другая — уши, а третья закрывает свой рот. Своим жестом первая обезьянка говорит: «Я не вижу зло и глупость». Вторая говорит: «Я не слышу зло и глупость». Третья: «Я не разговариваю со злом и глупостью».
После того как мелкие секреты переросли в искусную ложь, семья оказывается на грани распада, несмотря на попытки ее членов остаться вместе, скрывая правду. Чтобы избежать осложнений и обязательств, которые будет невыносимо вытерпеть, члены семьи предпочитают игнорировать истину, не видеть, не слышать и не говорить о ней. Но смогут ли они, ведя себя подобно трем обезьянам, отвергнуть правду своего существования?
Награды и номинации
- Награда Asia Pacific Screen Awards 2008 г. за достижения в режиссуре 2 номинации: Достижения в операторской работе и Лучший фильм
- Награда Каннского кинофестиваля 2008 г. - Лучшая режиссура и номинация на Пальмовую ветвь кинофестиваля
- Награда кинофестиваля Азиатских и Арабских фильмов Cinefan 2008 г. - Лучшая режиссура
- Приз Золотой Якорь на Международном кинофестивале в Хайфе 2008 г.
- Номинация на премию Итальянского синдиката киножурналистов 2009 г. - Лучший европейский режиссер
- 2 приза Жюри Международного кинофестиваля RiverRun 2009 г.: Лучшая актриса Хатис Аслан и Лучший фильм
Выручая своего хозяина, сбившего насмерть человека, водитель Эюп берет всю вину на себя и отправляется в тюрьму. Его состоятельный работодатель, политический деятель Сервет, обещает ему за это хорошее вознаграждение и помощь семье, оставшейся без кормильца. Получив долгожданную свободу, Эюп возвращается домой и не узнает близких ему людей: его сын занят какими-то сомнительными делами, а у жены, по-видимому, появился любовник. Но члены семьи по-прежнему стараются сохранить близкие отношения, все время что-то скрывая друг от друга. И однажды в их доме снова появляется полиция...© Fast-Torrent.ru
«Мне казалось, что в этой семье как в капле воды отразилось общество, сама жизнь» Нури Бельге Джейлан о фильме
Самбики-Сару - фигурки трех обезьян, каждая из которых закрывает себе уши, глаза и рот, соответственно. Эти японские фигурки символизируют вовсе не страх, как может показаться изначально, они символизируют неприятие зла. Отчасти это и буддистский символ. Философия «трех обезьян» спорна, осуждаема любой активной группой, но, имея общие черты со стоицизмом и фатализмом, она учит держаться несмотря ни на что.
Режиссер-турок Джейлан прославился тонкими и медлительными экзистенциальными драмами с элементами притч. И хоть подобного рода направленность у него появилась отчасти благодаря фильмам Андрея Тарковского, которого без устали цитирует турок, его фильмы отличаются от масштабных фильмов-полотен Тарковского большей замкнутостью на внутреннем мире персонажей. Фильмы даже можно отнести в бытовые драмы, однако, для них Джейлан слишком тонко передает эмоции, заставляя актеров не играть, а жить самих себя на экране, из чего получается невероятная убедительность каждого жеста.
Фильм выстроен вокруг семьи из трех человек, на которой и будет спроецирована идея «неприятия зла» буддистской философии. Водитель «Большого человека» берет на себя вину босса и отправляется отсиживать срок за преступление, которое не совершал. Тем временем ему изменяет жена, а сын отказывается от поступления в институт и связывается с плохой компанией. Кажется, пришло время для трагедии, жизнь идет под откос, но несмотря на напряжение действие развивается размеренно и спокойно. И вот через некоторое время одни проблемы проходят и появляются другие, но и их выдержат герои, потому что находят умиротворение друг в друге и прощении. А трудности будут всегда и единственный способ избежать их - не смотреть, не слышать, не кричать. И это не страх и не малодушие, просто реальный способ избавиться от проблем, для начала, примириться с ними.
Сам же Джейлан объяснял метафору «Трех обезьян», как разоблачение лжи: отец делает вид, что не слышал в телефоне жены голоса своего босса, сын - что не видел его выходящего из их дома, а мать никому не сказала об измене. Так, до поры, удавалось поддерживать гармонию этой ложью. А ведь был еще и мертвый мальчик...
С новым фильмом все легче становится выделять общие черты между предыдущими картинами. Так, например, разговор на скамейке у набережной один в один напоминает финальную сцену «Отчуждения», а одинокий человек, отдаленным силуэтом темнеющий на фоне пасмурного горизонта уже стал своего рода визитной карточкой. Одиночество - больная тема Джейлана, в каждом из фильмов, он словно бы ищет ответ на вопрос, как можно его преодолеть, и довольно-таки преуспел на этой нише, если учесть, что в «Отчуждении» герой так и остался без ответа, то в последующих фильмах он все же будет его находить, в той или иной степени. Однако финальная сцена «Трех обезьян» - человек, на крыше у железной дороги, глядящий на горизонт, та самая сцена-визитка, но здесь в кадр удалось поймать даже начало дождя, а потому она по-своему уникальна, невероятно живописна и метафорична.
В «Трех обезьянах» впервые для Джейлана появляется сильный второстепенный образ - начальник главного героя Сервет. Обычно же Джейлан акцентировался только на главных героях, и их число ни в «Отчуждении», ни во «Временах года» не превышало двух, а здесь аж четыре героя (вернее: три героя и антагонист), и уже из этого «Трех обезьян» можно назвать самым масштабным фильмом турецкого режиссера. Но, главное отличие даже не в числе ключевых персонажей, а в атмосфере - в новом фильме практически нет живописных природных съемок. Общая картина предстает повседневной реальностью захолустного городка в серых тонах, нельзя сказать, что из нее пропала поэтика реализма, при всей откровенности, антураж сохранят долю бытового романтизма, однако, ощущение безвыходности здесь присутствует более, чем в прочих картинах. Но, на мой взгляд, отличия пошли на пользу, без них Джейлан был бы слишком однообразен, чем и без того грешит.
Качественные визуальные изменения по сравнению с предыдущими фильмами также бросаются в глаза. Начать стоит того, что для Джейлана это первый фильм, снятый на цифровую камеру, а потому картинка здесь на порядок четче, насыщеннее и, порой, глубже. Помимо этого он изначально решил акцентировать фильм на трех главных героях при помощи специальной стилизации, без чего успешно обходился ранее, однако, и с новым приемом справился блестяще. Уж кто-кто, а Джейлан знает множество способов достижение реализма. Так, например, в «Трех обезьянах» музыки нет вообще, за исключением той романтичной мелодии на мобильном телефоне.
Итог: экзистенциальная бытовая драма в духе Джейлана, чуть мрачнее ранних фильмов, но по-прежнему жизнеутверждающая и продолжающая находить светлые моменты в серых буднях повседневности.
Лекс Картер
Некомфортное кино.
Этот фильм мы с подругой смотрели минувшей осенью на нашем киевском международном кинофестивале «Молодость». Фильмов было много, глаза разбегались, программа постоянно менялась, поэтому выбирали по названиям: очень хотелось чего-то веселого и неглупого. Но рок судьбы был против нас: нам все время попадали на тяжелые, жизненные, оставляющие горькое послевкусие драмы.
«Три обезьяны» тоже не стали исключением.
Турция. Дом с видом на железнодорожное полотно. Грязный, обрисованный граффити, обшарпанный подземный переход. Заросший бурьяном пустырь, закиданный битым кирпичом. Такой дорогой каждый день ходят главные герои. В общем, ничего нового, все, как у нас, на наших полузаброшенных окраинах, где тоже, между прочим, живут люди. Разве что люди у них другие. Да и то, только внешне.
С первого до последнего кадра фильм заявляет о своей приближенности к жизни. Тут нет музыки (ну вообще нет!), нет многозначительных, правильно прописанных диалогов. Тут все, как в жизни, где каждый крутится, как может. Глава семьи за вознаграждение садится в тюрьму, чтобы прикрыть своего босса, сбившего человека и сбежавшего с места преступления. Его сын околачивается без работы: валяется на диване перед телевизором, чем выводит из себя мать, которой хочется, чтобы юноша наконец-то стал мужчиной и занялся каким-то делом. Сын предлагает вариант: купить за вознаграждение отца подержанное авто и начать на нем свой бизнес. Женщина отпирается, но стремление сделать из сына человека берет верх: пока муж досиживает свой девятимесячный срок, она идет за деньгами к его боссу и... попадает под его мужские чары.
Три обезьяны - это такие фигурки: одна закрывает себе глаза, другая уши, третья рот. Типа: «ничего не вижу», «ничего не слышу», «не болтаю лишнего». Эта обезьянья тактика в фильме не прокатывает: ответить придется всем троим (и папе, и маме, и сыну), и все трое могут считать, что еще легко отделались...
Хотя, «легко» - это вообще не про этот фильм. Тут все тяжело, напряженнно, драматично и буднично.
В общем, как в жизни.
Смотреть в такое зеркало нелегко, но полезно.
8 из 10
chevi chelios
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.