Три шага в бреду / Histoires extraordinaires
В первой новелле, распутная и своенравная графиня Фредерика, находящая удовольствие в издевательствах над своими подданными и соседями, но, влюбляется в своего вороного коня и погибает вместе с ним.Вильям Вилсон, герой второй новеллы, ведет смертельную борьбу со своим двойником, преследующим его всю жизнь. И карточная партия станет переломным моментом в этой борьбе человека и его совести. А наркоману и алкоголику Тоби Даммиту, герою третьей новеллы, является Дьявол в виде девочки с мячиком…
«Три шага в бреду» (Tre Passi Nel Delirio) - франко-итальянский кинофильм 1968 года, экранизация трёх новелл Эдгара Аллана По тремя кинорежиссёрами.
Три киноновеллы, снятые тремя европейскими режиссерами. Если Федерико Феллини, итальянец, создавший целую эпоху в кино, в представлении не нуждается, то оставшихся двух французов может вспомнить не каждый. Роже Вадим, настоящее имя которого - Вадим Племянников, имеет украинские корни. Известен он своим фильмом «И Бог создал женщину». Третий автор - Луи Малль, прославившийся как режиссер и сценарист, получил две «Пальмовые ветви», одну из которых ему дали за «Одиссею Жака Кусто: Мир тишины». Смотрите онлайн фильм «Три шага в бреду», каждая из новелл которого снята по мотивам произведений Эдгара Алана По. Первая история (Роже Вадим) под названием «Метценгерштейн» рассказывает о трагической любви между молодой распутной графиней и ее кузеном. Тот не принимает приглашения женщины, и она начинает ему мстить. Вторая новелла (Луи Малль) «Уильям Уильсон» повествует о злом мужчине, который с детства мучил своих сверстников. Он обнаруживает, что у него есть двойник (с тем же именем и фамилией), когда тот обличает злодеяния. Первый стремится устранить двойника, но в то же время чувствует к нему странное притяжение. Третий эпизод (Федерико Феллини) под названием «Тоби Дэммит» посвящен британскому актеру, который в Италии намеревается сняться в католическом вестерне.
Гордыня о трех головах
Голова 1. Леди Калигула
Падкий на блондинок режиссер Роже Вадим взялся за постановку первой части амбициозного киноальманаха, не забыв позвать на главную роль свою тогдашнюю пассию Джейн Фонду. История высокомерной аристократки, купающейся в роскоши и пресытившейся удовольствиями, могла бы привлечь к себе внимание оригинальной трактовкой рассказа Эдгара По, но Вадим не смог сдержать желание угодить жене: камера подолгу любуется лицом актрисы, крупные планы которой занимают львиную долю хронометража новеллы. По ходу фильма непонятно, какой жанр избрал режиссер: то сказочная музыка и длительные конные прогулки вдоль побережья вызывают ассоциацию с чешской Золушкой, ищущей три заветных орешка, то вид замков, сцены охоты и вражда между представителями высших сословий в основе сюжета навевают мысль о том, что мы смотрим экранизацию «Графини де Монсоро», а то и вовсе видно явное желание режиссера создать нечто маркизодесадовское, но ожидаемые сцены оргий выглядят более чем стерильными. В итоге режиссеру удалось показать не аллегоричность истории, замешанной на готике, о которой просто кричит первоисточник, а костюмированную мелодраму с элементами скудной эротики.
Голова 2. Я есть совесть твоя
Луи Маль во второй новелле стремится быть наиболее приближенным к мотивам и идеям безумного гения По в своем воплощении повествования о самоуверенном и гордом Вильяме Вильсоне, преследуемом по жизни странным двойником. Нервное бледное лицо метущегося и дерганого героя с лихорадочно горящими глазами с первых же минут вовлекает зрителя в напряженное действо, соединившее и мистическую, и детективную составляющую. Пытающийся лидировать и побеждать во всем с самого детства Вильям сталкивается с точной копией себя, появляющейся невесть откуда в решающий момент каждого отрезка бытия героя. Самолюб истерзан этой борьбой, идущей не на жизнь, а на смерть. Делон, играющий Вильсона, ассоциируется с двойственной натурой персонажа, и сюжет, несомненно, приобрел смысл с его участием. Появление женщины в этой мистической истории лишь приближает роковой перелом в извечной схватке. Секс-символ французского кино того времени Бардо, визитной карточкой которой были шикарная грудь и великолепные светлые волосы, предстала в совсем ином обличье: хладнокровная брюнетка во всем черном, мастерски играющая в карты. Бесчестный поступок в отношении этой пусть и холодной, и расчетливой женщины дает толчок к новому появлению двойника. Малю удалось заложить в новеллу идею об ангеле и бесе, живущем в человеке, а Делону - практически предречь двойственность своей натуры.
Голова 3. Герой на героине
Третья новелла была отдана на заклание мастодонту Феллини. Итальянский мэтр и здесь верен себе: достопримечательности неизменного Рима можно увидеть сквозь стекло стремительно мчащегося спортивного автомобиля, которым управляет одурманенный герой ленты - английский актер, приглашенный в Италию для участия в съемках вестерна. Виды Колизея и римских улиц, перекрытых строительной техникой, возможно, хорошо бы вписались в антураж истории, придуманной лично великим Федерико, но вечный город плохо сочетается с американским писателем-мистиком. Натурофеллинизованный Эдгар Аллан По выглядит гротескно: пышные парики студийных чиновников, итальянские старики в очках в толстой оправе, пышнотелые женщины в летах, покачивающие бедрами - все это сквозь туман и сигаретный дым представляется сюрреалистической импровизацией на тему рассказов По. Герой фильма Томи Дэммит, в крови которого в случае медицинского освидетельствования запросто можно обнаружить гремучую смесь из всевозможных наркотических средств, конечно, получился отъявленным мерзавцем и лицемером, продавшим душу дьяволу, представленному в этой фантасмагории в виде девочки, играющей с шаром. Все это увлекающе и подано изысканно, но Феллини пытается шагнуть на территорию раннего Бунюэля, творившего на пару с Дали. Привязка к оригиналу По, пусть и условная, как и хронометраж новеллы, мешают итальянцу развернуться в полную силу. Феллини нужна драматическая ситуация, нужен конфликт в исполнении и перипетии, создающие форму, а здесь лишь кульминация - роскошная, изысканная, с играющим на грани Теренсом Стэмпом, но все ж только кульминация да виды Рима, поданные сквозь призму затуманенного наркотиками взгляда персонажа.
SUBIC
Авторское прочтение классики, выливающееся в безумную феерию
Почти полстолетия назад трое кинематографистов - Роже Вадим, Луи Маль и Федерико Феллини - объединились для того, чтобы отдать дань уважения классику готического рассказа Эдгару Аллану По, и сняли фильм-посвящение, «Histoires extraordinaires» или «Три шага в бреду». Фильм состоит из трех новелл-шагов, каждая из которых соответствует (в разной степени) одному рассказу писателя.
Итак, шаг первый, «Метценгерштейн», режиссер Роже Вадим. Уже с самой первой новеллы нам дают понять, что режиссерский взгляд на Эдгара По окажется авторским. «Метценгерштейн» - сугубо «рожевадимовское» творение - чувственное, романтичное и будто сошедшее со страниц журнала мод. Скучающая графиня Метценгерштейн, проводящая дни в гулянках и разврате, неожиданно оказывается не на шутку влюблена в собственного кузена, меланхолично фланирующего по округе на своем скакуне. Взаимностью тот не отвечает. И тогда начинается страшное... - частично почерпнутое у По, но взятое в ином контексте, с точки зрения женщины. В этой новелле главную героиню играет тогдашняя любовница режиссера Вадима - красавица Джейн Фонда - и это еще один повод увидеть новеллу - фильм с женщиной, в которую влюблен режиссер, всегда оказывается особенно чувственным и трогательным.
Совсем не «Здгар По», но, как и прочие творения Роже Вадима и Джейн Фонды обладает совершенно волшебной аурой. 8/10.
Шаг второй, «Вильям Вильсон», режиссер Луи Маль. История безумца, преследуемого в критические моменты жизни собственным двойником. Неторопливая, но очень напряженная новелла, которая достигает своей кульминации во время карточной партии, которую затевает Вильям Вильсон. Из всех трех она наиболее близка по духу жутковато-готической и чуть извращенной оригинальной истории Эдгара Аллана По. С другой стороны, может, поэтому, она и запоминается меньше остальных. Главная удача фильма - актер, играющий главного героя. Взгляд Алена Делона абсолютно безумен - и при том, герой его из породы тех сумасшедших, к которым в обществе не принято относиться с презрением. 8/10.
Шаг третий, «Тоби Дэммит», режиссер Федерико Феллини. Это адаптация рассказа «Не закладывай дьяволу своей головы», но очень вольная - от оригинальной истории взята буквально лишь стержневая идея. Действие перенесено в наши дни, а главный герой Тоби Дэммит - киноактер. Фамилия Дэммит говорящая, ее можно перевести с английского как «черт побери!» - и право, ругательство это оказывается вполне уместным - потому что где бы Дэммит ни появился, везде он сталкивается с Дьяволом.
Вообще, до «Тоби Дэммита» кажется что общий уровень киноальманаха задается двумя предыдущими новеллами - то бишь в результате должен выйти добротный среднестатистический «фильм-посвящение». От последней новеллы ждешь того же. Но увы. Феллини переигрывает и Вадима, и Маля вчистую. Более того, с высот «Тоби Дэммита» и «Вильям Вильсон» и «Метценгерштейн» кажутся легкими пустячками, «журналом» (опять на ум лезет навязчивое определение «альманах») перед настоящим произведением искусства. Фильм Феллини гениален от начала до конца. Будь то сюрреалистичный видеоряд - во время просмотра непрерывно держится чувство, что Рим, куда прилетел Дэммит - это жуткое чистилище, откуда путь только вниз и вниз. Или потрясающая игра Теренса Стэмпа. Почти наверняка многое для своего обдолбанного и цинично-холодного героя он позаимствовал у центрального персонажа «Фотоувеличения» Антониони, однако актерского дарования это никак не отменяет. Строго говоря, новелла рассказывает о классическом: трагедия актера, застрявшего между «игрой» и «реальностью». Но тем не менее, это один из вечных сюжетов, которые можно проигрывать бесконечно и всякий раз по-новому. 10/10.
Суммарная оценка:
9 из 10
Постскриптум. Изначально было объявлено, что новеллы для фильма будут снимать Феллини, Бунюэль и Орсон Уэллс. Неизвестно, по каким причинам режиссерский состав оказался иным. Быть может, это было сделано, дабы избежать невольной конкуренции авторов. В случае же Феллини, Вадима и Маля сразу становится понятно, на чьей стороне перевес.
Rheo-TU
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.