Я шагаю по Москве
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом — его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронина, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей — молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить.
На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам.
Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша, которого забирают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете. После военкомата друзья идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак. Там они встречают Володю, как раз купившего себе новый костюм, и Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Они идут в магазин пластинок, где работает его знакомая Алёна…
- Режиссёр фильма Георгий Данелия появился в фильме в эпизодической роли чистильщика обуви.
- Фильм стал первой главной ролью 18-летнего Никиты Михалкова в игровом кино.
- Данелия назвал героя Михалкова именем Коля в честь своего сына.
- Через некоторое время после начала съёмок Никита Михалков подошёл к Георгию Данелии и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Так как это нужно было согласовывать с Госкино, Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрей Кончаловский.
- Московский кинотеатр «Россия», построенный по проекту Юрия Шевердяева - учителя Георгия Данелия в МАРХИ - открылся в 1964 году показом именно этого фильма.
- Герой Ролана Быкова, проходя по тёмной аллее, насвистывает «Песню о друге» из предыдущего фильма Данелия «Путь к причалу».
- Кадры в метро, предшествующие знакомству Володи и Коли, были сняты на платформе станции «Студенческая».
- Жанр «лирическая комедия» был изобретён нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино к первоначальному «несмешная комедия». Впоследствии, в 1971 году, титр «лирическая комедия» был спародирован в фильме «Джентльмены удачи» - превратился в «нелирическую комедию». Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария.
- Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Коля идёт по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает... в оборотный тупик. Вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается. Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной - 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково.
- В сцене, где девушка шагает под дождем, снялись сразу три актрисы. Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по невыясненной причине не пришла. Ей нашлась замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра.
На просмотр меня сподвигла в первую очередь именно одноименная песня, пропитанная летними лучами, остывшими к ночи, приятной болью в ногах от извилистых прогулок и конечно легкой лирической грустью, которая еле видно проходит через весь фильм тонкой нитью, и лишь в конце образует небольшой клубок.
Можно смело сказать, что лирическая комедия была коньком советского кинопрома. Эта картина - тому бойкий пример. Она создает образ Москвы не как белокаменной столицы, а скорее как белокаменной деревушки, где все друг друга знают, и встретить знакомых на улице труда не составляет. Напоминает что действие происходит в крупном в городе фактор времени: столько ярких событий уместились всего лишь в один летний день.
Чем мне так полюбился этот фильм, так это атмосферой. Она во мне вызвала воспоминания о пока не столь далеком детстве, когда все было беззаботно, а за один день можно было прожить целую жизнь. Несмотря на то, что снят он на черно белую пленку, явственно видятся все объекты под летним солнцем.
Мне, как человеку, родившемуся через 30 лет после выхода картины, искренне хочется верить, что хоть доля правды в ней была. И никто не сможет лучше описать этот фильм, чем персонаж Алексея Локтева, характеризующий свой рассказ - маленькую путевку в уютную Москву.
Очень хорошо, но...
Забавно: сначала мне довелось увидеть «Прогулку» и «Питер FM», а только потом - относительно недавно - этот замечательный фильм. Определенно, есть что-то общее: светлое какое-то начало, наверное. Разные эпохи, разные люди, но... одинаково удачно передана атмосфера юности, свободы, энтузиазма, что ли. Другие ценности, что и говорить, слишком многое изменилось, но ведь далеко не всё - в лучшую сторону. Потому, наверное, и не стареет эта картина, потому и нравится многим (и мне в том числе) по сей день.
Помню, после первого-второго просмотров не хотелось даже разбирать фильм на отдельные составляющие (сценарий, актерские работы, музыка и т. п.), анализировать те или иные его стороны - картина просто воспринималась как некое явление, с которым (при определенных условиях) можно вновь и вновь соприкасаться, получая при этом большое эстетическое удовольствие.
А давеча опять посмотрел и... Определенные мысли в голову всё же пришли. Что характерно, не самые положительные - даже снял 1 балл за это. Речь вот о чем: главные герои - их «треугольник».
Я вдруг задумался о том, насколько порядочно ведет себя Володя - герой А. Локтева. Несмотря на то, что его товарищ откровенно симпатизирует некоей девушке, зная, что вечером ему уезжать, начинает совершенно беззастенчиво за ней ухаживать. И ведь, что самое интересное, делает это на полном серьезе. Мне кажется, что это нельзя назвать честным поступком. Удивляет и то, как это «столкновение интересов» показано в фильме. Безусловно, серьезный и положительный со всех сторон Володя будто бы противопоставляется Коле - герою Н. Михалкова - этакому шутнику и балагуру. Обоснованно ли это? Чем плох Коля? Он рабочий человек - шахтер-метростроевец, помогающий своим товарищам в то время, когда мог бы спокойно спать, отдыхая после смены. Да, он веселый парень, но неужели это недостаток? Или, скажем, его «проявление повышенного внимания» к Алене - разве оно выходит за рамки дозволенного? Отнюдь! И, тем не менее, не покидает ощущение, что авторы фильма явно симпатизируют Володе. Думается, что стоило этот момент до логического конца довести. А мы, вместо этого, получаем второе «слабое звено» картины - ее концовку.
Да, песня в исполнении героя Н. Михалкова - моего любимого, не скрою, персонажа этой ленты, великолепно сыгранного одним из лучших наших актеров - отчасти сгладила это негативное впечатление, но, с другой стороны, некая «горчинка» всё-таки осталась.
Впрочем, возможно, я слишком требователен и/или субъективен. В любом случае фильм мне нравится, даже очень, и оцениваю я его по достоинству
9 из 10
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.