Затмение / L'eclisse
Виттория перетекает по жизни из одних обстоятельств в другие: мужчина — подруга — другой мужчина — соседка… Уходы — приходы — встречи — рассказы…
Все это, как облака, проплывающие по небу: вот они есть, а через мгновение — уже нет. Ничего особенного, акцентированного. Жизнь проживается. Танец-лицедейство: вода в чане, щепочки на сухой земле, затмение…
Фильм был сокращён в советском кинопрокате на 21 минуту.
Каннский кинофестиваль, 1962 год
Победитель: Особый приз жюри
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Виттория - красивая, молодая, интересная женщина... Проблема только в том, что она совершенно не понимает себя, не понимает мир, не понимает свое место в мире. Она абсолютно пуста, внутри у нее нет ничего - полное отсутствие желаний, стремлений, смысла жизни. Она словно бы с другой планеты. Странная штуковина, которую видно из ее окна, и которая расположена так, что каждый раз, когда Виттория идет из дома или домой, попадается на ее пути, равно как и странный звук-фон, сопровождающий героиню повсюду, - явный намек на что-то непонятное, нездешнее... предназначенное именно для Виттории, как бы якорящее ее, не дающее уплыть по течению обычной жизни в реальный мир...
Реальный мир для Виттории представляется чем-то вроде биржи - шумный, бессмысленный и ни на секунду не замирающий, в вечном стремлении взять больше, взобраться выше, добиться быстрее... Ее же собственный мир - пуст и бездушен. Недостроенные здания, вечно свободные автодороги, одинокие прохожие...
Редкие попытки вырваться из своего мира и по-другому воспринять реальный мир, - типа преображения в танцовщицу-негритянку или полет в сквозь облака на самолете, лишь на несколько минут позволяют ей установить хрупкое равновесие между двумя мирами. Но в обоих случаях это всего лишь призрачная иллюзия и долго она продлиться не может. От себя не убежишь!
Пьеро - обычный человек из обычной реальности. Он милый, умный, энергичный - на него не грех обратить внимание молодой незамужней женщине. Пытаясь сойтись с ним, Виттория пытается объединить свой отстраненный, опустошенный, статичный внутренний мир с его внешним миром - непредсказуемым, беспокойным, стремительным... Очень быстро оба понимают, что это невозможно...
После расставания, Пьеро практически сразу окунается в привычную ему реальность, одну за одной возвращая на законное место трубки бесконечных телефонов, которые тут же начинают звонить. И хотя предприимчевый биржевой маклер все еще смурен и озадачен произошедшим, но противный визг телефонов успокаивает его, и скоро вовсе заставит забыть обо всем...
А Виттория, прощаясь с Пьеро, навсегда порывает не только с человеком, но и с самим реальным миром. Ее собственный мир, затягивая героиню все больше и больше, наконец, победил - Виттория растворяется в нем полностью, в финале картины ее уже нет... А есть мир, который, на самом-то деле, неделимый - включающий в себя все: и внешее, и внутреннее, и пустоту, и наполненность, и отстраненность, и суетное, бурное движение - и пустые проспекты, и стаю веселящихся под водопадом струй из поливочной установки ребятишек...
Ksyu2
Можно долго спорить о том, помогла ли Антониони цветовая стилистика до конца выразить киноязыком весь спектр «некоммуникабельных» чувств, но не признать того, что в черно-белом контрасте выразительность Антониони не пострадала невозможно. Однако цельную часть «некоммуникабельности» выражать теперь приходилось по средствам хрупкого образа Моники Витти, «печальной музы» режиссера.
Итак, образ. Потеряв смысл союза со своим мужчиной, героиня Моники Витти, условно, бросается в новые приключения. Стоит упомянуть с какой тонкостью и безудержной легкостью Антониони демонстрирует эту потерю смысла в отношениях: как томно героиня водит своей рукой по предметам в его квартире; как дует ветер из вентилятора, филигранно сдувая её волосы, обнажая молочного цвета кожу лица. А после, расставшись с ним, она снова попадает в механическое общество. В обычную среду, где вновь ищет сети её душа.
Ведь «печальная муза» Антониони в сущности своей не может жить без какого-либо внимания. Она вовсе не тщеславна, она, как и любой человек просто жаждет любви. Только как оказалось любви даже не мужской, потому что, получив её, быстро разочаровывается.
Хотелось бы не обойти стороной механизм, который весьма изобретательно Антониони показывает в фактуре биржи, где люди поглощены в денежный поток.
Здесь и встречаются герои картины. Вглядитесь как мерзко происходит встреча, герой Делона толком не взглянув на героиню, жмет ей руку и молниеносно растворяется. Мало того что именно здесь Антониони символично вставляет процесс «минуты молчания», что говорит о многом, так герой Делона ещё и приговаривает: «одна минута здесь - стоит миллиарды».
В нашем осатаневшем обществе, когда каждый печется лишь о своей ханжеской точке зрения, жизнь, как таковая, ужасным образом сужает границы нашего сердца, реальность сдавливает душу и вытесняет из неё что-то светлое, чистое и не лишенное смысла. Люди, в которых остались какие-то отголоски возвышенного нрава, тщетно попытавшись сопротивляться, с горечью осознают всю безысходность положения.
Остается пустота. Некоторые с гордостью утверждают, что незнамо им это чувство. Только чувство это внутри, его можно не ощущать поверхностно, но копни глубже... Другие же пытаются скрыть, обставить реальность формами, штампами, оперируя какими-то целями, тем самым бессознательно игнорируя пустоту. Но и это неправильно. Надо понимать, что она рядом, а уже из этого позже исходить. Так ли правильно? Что-то я стал повторяться. Повторился и Антониони, но скрыл это удачным финалом затмения.
Поначалу же мне показалось, что Антониони не может найти ответа пустоте. Только позже я осознал, что ответа-то и нет. Пустота.
Juror #8
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.