Элемент преступления / Forbrydelsens element
Сюжетная линия развивается в Европе. Гарри Грей совершает серию маниакальных убийств, жертвами которых становятся молодые девушки, продавщицы лотерейных билетов. Для расследования преступлений в Европу возвращается британский следователь Фишер, давно живущий в Каире. Он встречается со своим давним другом, учителем Осборном, от которого узнает о новом методе расследования преступлений, так называемом методе идентификации с преступником. Детектив Фишер начинает действовать, используя принципы, изложенные в новом методе, но вскоре увлекается до такой степени, что сам превращается в преступника. © tvcok.ru
«Элемент преступления» (дат. Forbrydelsens element) - дебютный полнометражный фильм датского режиссёра Ларса фон Триера, вышедший на экраны в 1984 году. Первая картина трилогии «Е» («Элемент преступления» - «Эпидемия» - «Европа»).
Рабочее название фильма - «Последний турист в Европе» (The Last Tourist in Europe).
Съёмки фильма проходили на территории датского острова Зеландия.
Эзмонд Найт на момент начала съемок был слепым, о чем Ларс фон Триер узнал только на съемочной площадке.
Награды:
1984 - Большой приз высшей технической комиссии Каннского кинофестиваля (Ларс фон Триер)
1985 - премия «Бодиль» за лучший датский фильм (Ларс фон Триер)
1985 - 7 национальных премий «Роберт» (Robert Award): лучший фильм (Ларс фон Триер), лучшая операторская работа (Том Эллинг), лучший монтаж (Томас Гисласон), лучшая работа художника (Петер Хоймарк), лучшие костюмы (Манон Расмуссен), лучший звук (Мортен Дегнболль), лучшие спецэффекты (Петер Хоймарк)
1986 - приз за лучшую режиссуру кинофестиваля «Фантаспорто» (Ларс фон Триер)
Номинации:
1984 - номинация на приз Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля (Ларс фон Триер)
1985 - номинация на Гран-при фестиваля фантастических фильмов в Авориазе (Ларс фон Триер)
1986 - номинация на приз за лучший фильм кинофестиваля «Фантаспорто» (Ларс фон Триер)
Жажда разрушения
Жизнь прекрасна во все времена, но только тогда, когда она полна и смысла, и тепла. А если ничего из этого у человека нет, то такое существование роднит его с больным, пораженным гангреной. Ампутация конечности - спасение, а смерть - полное избавление. Но смерть бывает разной, мученик будет освобожден лишь острым ножом или меткой пулей. Такой конец, по-своему счастливый, может быть интересен кому угодно, но только не Ларсу фон Триеру. Датский мизантроп от кинематографа как никто любит отправлять своих героев в пыточную камеру, из которой не выбраться живым. Однажды он дойдет до уничтожения целой планеты. Раз уж ее населению больше незачем жить, то лучше отдаться великолепию смерти. А истоки эстетствующего цинизма отнюдь не в накопившейся усталости режиссера и его склонности к депрессии. Для фон Триера и в ранние годы творчества спокойная жизнь не представляла интереса. Совсем другое дело, когда в неизвестном уголке Европы царит полная анархия, разрастающийся хаос и повсеместное запустение. Людей сближает только всеобщий упадок, они отвыкли от света, смирились со зловонным запахом смерти и жаждут лишь одного - разрушения. Неотвратимая гибель для них благословенна, но спасительный миг все не наступает, и значит, пытки будут продолжаться.
Далеко не случайно привратник триерской преисподней носит фамилию Фишер. Он и в самом деле ловит рыбу, только не живую, а мертвую. Для этого процесса не понадобится удочка или сети, добыча сама плавает кверху брюхом. Много дохлятины перебирает полицейский Фишер, но цель по имени Гарри Грей пока недоступна. Сноровистый детектив долго отсутствовал, он отвык от рутинного процесса. В его памяти почти не осталось родных лиц, и даже бывший учитель Осборн - ныне лишь впадающий в маразм старик. Тонущий в красноватом сумраке город отмечен серией убийств девочек, продававших лотерейные билеты. Старое дело рано оказалось в архиве, а выйти на след убийцы можно лишь слившись с ним в одну личность. Именно такой необычный способ расследования подробно описан в книге Осборна, ставшей единственным надежным напарником «рыбака». Пессимистичный циник, которого не выносят все, и начальник полиции в первую очередь, становится новым выразителем теории разрушения.
С маниакальным упорством постановщик избегает называть страну, захлебывающуюся в крови, грязи и мутных водах. У Ларса фон Триера вышла инфернальная версия Амстердама или Венеции, где каналы вышли из своих берегов, унося на дно бренную цивилизацию. Издевательским рефреном звучат тут и там неуместно бравурные возгласы: «ведь мы же европейцы!» Да, именно европейцы, режиссер не видит смысла в каком-либо географическом дроблении, если глобально все поражены одним и тем же вирусом ментального распада. В картине датского философа смерти начисто отсутствуют какие-либо свидетельства развития прогресса, даже отважный детектив передвигается на изувеченном «Жуке». Повсеместный хаос крошит остатки некогда славной людской цивилизации с пугающей неотвратимостью. Здесь не бывает естественного освещения, люди толком не спят, кругом лишь тусклый свет грязных фонарей и невиданный пир смерти. Она не щадит никого, тонущие в сточных водах горделивые лошади символизируют низшую точку европейского упадка. Хуже быть просто не может, метафизический крах сравним лишь с моральным - чьим олицетворением и является детектив Фишер, отождествляющий себя с убийцей Греем.
Все-таки есть как минимум одно важное отличие раннего фон Триера от самого себя нынешнего. В картине «Элемент преступления» явственно читаются следы режиссерского уважения к работам Роба-Грийе и Ланга. Структурировано созданная геенна огненная еще хранит в своих душных недрах робкие остатки надежды. С грохотом разбиваются стекла, осатаневшие герои стреляют куда-то в небо - никто не хочет смиряться с мыслью о неотвратимости смерти. Тем более такой - мучительной, долгой, ржавыми когтями раздирающей рассудок в лоскуты. Маньяк Гарри Грей, презревший абсолютно все нормы морали, уродующий уже мертвые девичьи тела, концентрирует в себе европейское зло, набравшее критическую массу. Фон Триер устроил страшный суд гораздо раньше, чем были готовы к нему люди, и поэтому датчанин выбрал для своей картины тусклую желто-красную палитру. Это цвета очищающего пламени, которое вот-вот возгорится над уходящей под воду Европой. Расследование Фишера, его попытки идентифицировать себя с убийцей - мытарства самого фон Триера, не отделяющего себя от экранной вакханалии собственного изобретения. Белый костюм детектива, который он привез из Каира, стал последним маяком чистоты обреченного мира. Фишер не брезгует в своем наряде возиться в мусорных кучах, значит, и катарсис он обретет раньше остальных.
Ребусы «Элемента преступления» лишь на первый взгляд кажутся неразрешимыми, а в действительности фон Триер отнюдь не злоупотребляет мистификацией. Реплика начальника полиции отражает режиссерскую сущность настолько четко, что дополнительных пояснений не требуется. «Я ухватил мир за яйца, раз и навсегда». В этих словах весь фон Триер, каков он есть, за что одни его боготворят, а другие готовы его смешать с его же собственным дерьмом. Дебютная полнометражная лента убедительно доказала справедливость утверждения, что мир оказался просто не готов к триумфу мизантропии скандинавского производства. Приз Каннского кинофестиваля за технические средства стал следствием европейской капитуляции. Компетентному жюри уже в восьмидесятых годах нечем было ответить на справедливое изображение Европы как рассадника грязи, порока и нечистот. «Рыбалка» Фишера - фон Триера принесла хороший улов, но жажду разрушения не утолить номинациями и призами, она требует нового приложения. Этим виртуоз кинематографического цинизма и занимался следующие тридцать лет, а начало выродилось из вполне заурядной книжонки по криминалистике с лаконичным названием «Элемент преступления».
Nightmare163
Элемент преступления
Дебютная работа в полнометражном кино датского гения Ларса фон Триера не только открывает собой «трилогию Е», но и является первой картиной «великого и ужасного» с которой я ознакомился. И если первый факт имеет свою ценность и внес свою лепту в развитие и историю кинематографа, то второй факт значим только для меня. Датский режиссер - фигура в мировом и европейском кинематографе значимая и неодназначная. Признанный гением, многие не понимали его работ, а те кто понимали либо были в ярости либо нарекали датчанина своим кумиром, а его фильмы шедеврами. Человек-провокация, неискоренимый пессимист, создатель самого авангардного и провокационного направления в кино, обвиненный в человеконенавистничестве, расизме, психическом расстройстве и еще в Бог знает в чем, конечно заинтересовал меня в первую очередь как личность, а уже потом как режиссер. Но фон Триер безусловно гениален, ведь с помощью фильмов он преподносит свое мировосприятие и чувства.
В душном Каире британский следователь на сеансе терапии подвергается гипнозу, пытаясь восстановить умственное равновесие, воссоздать и воскресить картину былых дней, восполнить пробел в воспоминаниях. Блуждая в потаенных и укромных уголках сознания, под воздействием симбиоза мыслей, ощущений, чувств, воспоминаний он переносится в прошлое, когда он вел расследование в родном европейском городе о серийном убийце. Идентифицируя себя с личностью преступника, он все ближе подбирается к успешному завершению дела, но побочным эффектом является невольное превращение в преступника.
Ларс фон Триер уже в своей первой картине пытается экспериментировать, искать, создавать. «Элемент преступления» - это творческий эксперимент, небезуспешный поиск своего я в кино, авангардно-новаторский и авторский проект. Не зря фильм удостоился на Каннском фестивале технического гран-при - операторская и монтажные работы удачно воссоздают мрачную, угнетающую, депрессивную атмосферу безнадежного города, в котором всегда царит ночь и не происходит смена времен года. Все происходящее это словно сюрреалистические галлюцинации под гипнозом, обрывки мыслей и чувств, имеющие свою материальную оболочку.
Но если отвлечься от формы, то можно найти немало интересного и в содержании. Главный герой ищет элемент преступления без которого невозможно любое криминальное злодеяние. Цель? Мотив? Личность преступника или жертвы? Без чего невозможно преступление? Датский режиссер выносит своё неутешительный для человека и общества вердикт - самый главный и первичный элемент преступления заключается в свойстве человеческой натуры, в ее предрасположенности к злу. Оно неискоренимо и вырвавшись наружу полностью овладевает человеком, действую на него как наваждение, навязчивое желание.
В своем дебютном творении Ларс фон Триер сразу пытается продемонстрировать свое уникальное киномышление. Однако его кошмарно-бесмысленному криминальному детективу, сюрреалистичному нео-нуару, криминальному психоанализу не хватает осмысленности и логической завершенности. Картина цепляет, интригует, заинтересовывает и толкает к осмыслению и размышлению над увиденным. Но в целом, она оставляет впечатление отчаянного стремления привлечения внимания к своей персоне. Это видно не только в робких попытках шокировать консервативную публику (не думаю, что секс с проституткой на капоте или наркотические иллюзии могут кого-то всерьез шокировать), но и в неуверенной стилистике.
В будущем из Ларса фон Триера получится выдающийся провокатор и эстет в области демонстрирования низменных и «грязных» сцен, но в 1984 году он был лишь дебютантом. Дебютантом, который уже тогда обладал недюжинным потенциалом, искусственной искренностью и претенциозным новаторством.
7 из 10
Gerc0g
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.