Очи черные
Итальянец Романо на одном из европейских курортов влюбляется в молодую русскую женщину. Герой оставляет благополучную жизнь в Италии и едет в неизвестную Россию в надежде увидеть, а, может быть, и начать совсем другую жизнь…
Русская душа с её вечной загадкой, российские провинциальные нравы, чеховские мотивы в режиссуре Никиты Михалкова приобрели сатирически-фарсовый оттенок.
«Очи чёрные» - советско-итальянский художественный фильм 1987 года режиссёра Никиты Михалкова, снятый по мотивам нескольких рассказов А. П. Чехова, включая знаменитую «Даму с собачкой».
Награды и номинации:
2 приза «Давид» Донателло» - за мужскую и женскую роли, «Серебряная лента» за мужскую роль, специальный почётный диплом для внеконкурсного фильма на МКФ в Вальядолиде.
Британская академия, 1989 год
Номинации (1):
Лучший фильм на иностранном языке
Оскар, 1988 год
Номинации (1):
Лучшая мужская роль (Марчелло Мастроянни)
Золотой глобус, 1988 год
Номинации (1):
Лучший фильм на иностранном языке - «Италия»
Сезар, 1988 год
Номинации (1):
Лучший фильм на иностранном языке
Каннский кинофестиваль, 1987 год
Победитель (1):
Серебряная премия за лучшую мужскую роль ( Марчелло Мастроянни )
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
Ты уж давно перестала читать мои рецензии, хотя они по-прежнему посвящаются тебе. Наверно, обойдешь вниманием и эту, но очень хотелось бы, чтобы ты посмотрела фильм. Тогда сможешь, если не простить, то хотя бы понять меня.
Сюжет, тебе, конечно, известен: чеховская «Дама с собачкой», основательно переделанная, правда, но с мотивами других вещей Антона Павловича. К своим сорока годам Никита Михалков завоевал зрителя отечественного, и «Очами чёрными» начал массированное наступление на заграничного. Здесь понамешано многое: и что присуще его режиссерскому стилю, и кое-что новое. Прежде всего, естественно, чеховская атмосфера изящного ничегонеделания. И фарс, в скромных долях присутствующий во всех остальных лентах Михалкова, а тут представший во всем безудержном блеске. И чуть не гоголевская сатира, может быть, не совсем уместная в фильме. И почти трагический лиризм. И, к сожалению, несуразности, которые наиболее ярко проявятся в «Сибирском цирюльнике». В общем, иностранцу понравилось. А нашему сердцу все-таки милее «Механическое пианино» и «Пять вечеров».
Ты, несомненно, сразу отметишь, что я очень похож на главного героя, Романо. Я столь же слабоволен, ленив и лжив. Он - несостоявшийся архитектор. Я тоже могу похвастаться обманутыми надеждами. Он - не из России, и я живу не на той же планете, что ты. Чуть позже ты увидишь, что события моей истории почти точно повторяют злоключения героя. Он встретил Анну, русскую даму с белым шпицем, на многолюдном курорте международного значения. Наши дороги пересеклись в интернетовской толкучке. Романо было легче. А я учился извлекать тепло из твоих фотографий. И слышать твой голос, читая твои письма. Для меня оживал даже значок после имени, перед mail.ru. «Dimmi una parola russa». - «Собачка».
Природное целомудрие, чистота души заставили Анну уехать без прощания, когда близость с героем перешла запретную черту. И ты перестала выходить на связь, когда испугалась моей чрезмерной откровенности. Увлекаемый силой чувства к едва знакомой женщине, призвав на помощь лукавство, Романо пускается в путешествие из Италии в российскую глубинку. Найдя выход из финансовых затруднений, я пересекаю страну, чтобы увидеть тебя живую, не оцифрованную на мониторе, где ты всегда улыбаешься и не отводишь взгляда. «Зачем, зачем ты приехал?» - «Но я не могу жить без тебя».
Вспоминая Анну, Романо слышит цыганский хор, видит русское поле в тумане. Во мне звучит «Аллилуйя» в исполнении Джеффри Бакли. Я ощущаю сырость от того мелкого питерского дождя, под которым мы бесконечно бродили, не догадываясь зайти под крышу, и непрерывно болтали, перебивая друг друга. И ещё, почему-то, всплывают слова из песни «Наутилуса»: «Есть одна любовь - та, что здесь и сейчас, есть другая, та, что всегда».
Ты возразишь, что я все выдумываю. А я признаюсь, что ничего реальнее этого в моей жизни не происходило. Мы с Романо уезжаем, каждый в свою сторону, чтобы поговорить с жёнами. Всё равно наши браки одна видимость. Но, взглянув в постаревшее, измученное лицо нелюбимого, но, всё же, самого близкого человека, Романо не может быть жестоким. Он смалодушничал, отрёкся от своей любви. Но разве эта очередная и роковая для его судьбы ложь не самый благородный поступок в его жизни? «Скажи мне правду, Романо, у тебя есть в России женщина, которую ты любишь?» - «Нет».
Если ты дочитываешь это письмо и всё ещё не понимаешь, почему я до конца не сыграл роль отпетого романтика, и если ты продолжаешь презирать меня как труса, вглядись в, прожившего жизнь как черновик, главного героя. Он не унывает. И я ни о чём не жалею. Всё к лучшему. Любовь это открытая рана, которая имеет свойство зарубцовываться. Как само это чувство - превращаться в привычку. Пусть будет сладкая боль в области сердца при воспоминании о тебе, а не каждодневная притирка характеров и вкусов. Лучше помечтаем о несбыточном, чем пресытимся обыденным. Не пройти бы только мимо «другой, той, что всегда».
wolfgang66
Он- итальянец. Это многое объясняет
Немолодой уже, повеса итальянец Романо едет на заграничный курорт развлечься и отдохнуть от своей богатой жены. Там он знакомится с русской девушкой Анной, и у них возникает скоротечный роман. После, она возвращается домой к мужу, а он к жене. Но проходит какое то время, и герой понимает, что не может вновь не увидеть Анну, и он решает ехать к ней, в далекую и загадочную Россию...
«Очи Чёрные»-один из самых известных за рубежом фильмов Никиты Сергеевича Михалкова. Картина эта была снята им по собственному сценарию, написанному в содружестве с Александром Адабашьяном, и вдохновленному прозой Чехова(одного из его любимых авторов), на итальянские деньги в 1987-ом. Лента успешно прошла в мировом прокате, и выдвигалась на Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля(к сожалению, приза так и не получила, но зато был награжден за исполнение главной мужской роли Марчелло Мастрояни). Еще картина номенировалась на Оскар, но тоже к сожалению его не получила. Но была удостоена других менее престижных наград, включая премию «Давид Ди Донателло»...
Правда, тут стоит заметить, что весь этот зрительский и критический успех фильма был лишь за рубежом. На родине, в тогда еще Советском Союзе картину Михалкова разругали критики и практически проигнорировали зрители. Но это не в коем случае нельзя считать показателем ее качества.«Очи Чёрные» очень хороший фильм. Трогательный, местами смешной, а в целом добрый и грустный. Как и большинство пьес Чехова. И тут прекрасные актерские работы. Не только у Мастрояни и Сафоновой. Но и у Марты Келло, Всеволода Ларионова, Иннокентия Смактуновского, Авангарда Леонтьева, Олега Тобакова и Юрия Богатырева. Каждый из сыгранных ими образов запоминается после первого же просмотра картины. А еще в фильме изумительная музыка композитора Франсиса Лэя,(кстати это единственный раз, когда к фильму Михалкова музыку писал не Эдуард Артемьев-постоянный его композитор),и надо признаться картине это в убыток не пошло. Помимо интересного сценария-своеобразного «перевертыша» чеховской «Дамы с собачкой», достоинство картины, это фирменная «михалковская» режиссура, которая узнается практически с первой же сцены. Это и быстрые смены планов и «артхаусные» длиноты, и много-много болтовни персонажей, и даже некоторая «балаганность» происходящего на экране. Особенно это касается сцен на курорте. Но все это составляет некую не посредственность происходящего. И картина не кажется навязчивой. И во многом благодаря этому практически все киноленты Никиты Сергеевича можно бесконечно, время от времени пересматривать, и снова и снова получать от них удовольствие...
Кстати, писатель Пауло Коэльё на переговорах с Никитой Сергеевичем, по поводу экранизации его романа «Алхимик»(на который был в свое время нацелен последний),тот признался, что Михалков-единственный кто сможет перенести всю суть его романа на киноэкран. Это он понял тогда, когда умирала одна его родственница, и в последней просьбе попросила поставить ей на видеомагнитофон кассету с фильмом «Очи Чёрные». Именно тогда он впервые услышал об этом кинорежиссере, и так же захотел, что бы именно он занялся постановкой «Алхимика». Но этим планам к сожалению, так же, не суждено было сбыться...
«Очи Чёрные» лично я рекомендую к просмотру школьникам, которые сейчас проходят по литературе творчество Антона Павловича Чехова, и считают его смертной скукой. Здесь скучать будет некогда, и хоть это и не буквальная экранизация его прозы, но весь фильм пропитан его духом и своеобразной, присущей лишь ему атмосферой. Ну а во вторую очередь-всем сегодняшним противникам Никиты Михалкова, дабы они убедились в том, что Никита Сергеевич действительно великий русский кинорежиссер, и его признание за границей, и множество кино-премий не случайность...
10 из 10
kirik b
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.